Долетит ли Лукашенко до Брюсселя, получив «газовый пинок»?
События последних дней свидетельствуют о начале нового этапа в отношениях между Россией и Беларусью. Минск пошел на беспрецедентный шаг -- он поставил условия Москве, заявив о намерении значительно повысить ставку за транзит газа и о возможности ограничения транзита в Европу, если российская сторона полностью не оплатит предъявленный им счет. Очевидно, что Беларусь заняла столь жесткую позицию, поскольку ее прежняя политика уже не давала надежд на получение льгот при поставках российских нефти и газа.
По мнению экспертов «Завтра твоей страны», обмен такого рода ударами вряд ли останется без последствий. Хотя отношения между Беларусью и Россией изменились не сегодня. Недавний пример - когда в прошлом году Роспотребнадзор запретил ввоз белорусских молочных продуктов на территорию России, заявив об их несоответствии техническим стандартам.
-- Истинной причиной прошлогоднего конфликта было не качество молока, а то, что белорусские производители стали опасными конкурентами для российских компаний. Эти рыночные действуют и в других сферах, в том числе в энергетике, -- отмечает медиаэксперт Леонид Миндлин.
По мнению политолога Владимира Мацкевича, повторяющиеся конфликты и торговые войны, которые ведутся между Россией и Беларусью на протяжении последнего десятилетия, являются проявлением, с одной стороны, очень разных типов экономик - сырьевой в России и индустриально ориентированной в Беларуси.
-- Но ни одна из этих войн не приводила к отказу от стратегического взаимодействия и сотрудничества режимов Беларуси и России. На ближайшее время государственная мысль в двух странах находится в тисках интеграционной идеологии и, наверное, нужны очень сильные противоречия, которые вынудили бы эти режимы отказаться от интеграционной риторики, -- отмечает Владимир Мацкевич.
Эксперт подчеркивает, что между двумя иными странами обострения экономических противоречий давно привели бы если не к разрыву дипломатических отношений, то к сильному обострению, но в Беларуси они сглаживаются на идеологическом уровне.
Это, по мнению Владимира Мацкевича, не в последнюю очередь выступает для России императивом поддержки именно Лукашенко в качестве президента Беларуси.
-- Я не считаю, что очередной газовый конфликт приведет к переменам в геополитике и ориентации Беларуси, -- говорит политолог.
Однако после очередного газового конфликта прагматичные позиции сторон стали очевидны.
-- И теперь в экономических отношениях вряд ли будет возможно использовать риторику о братстве, -- считает Леонид Миндлин.
Аналогичного мнения придерживается и политолог Александр Класковский.
-- Газовый конфликт продемонстрировал, что модель братской интеграции лопнула, что в нее уже не верит ни одна из сторон, -- считает эксперт.
После того, как отношения между союзниками столь серьезно обострились, можно ожидать, что Россия захочет отказаться от льгот при поставках энергоресурсов. Еще до того, как газовый конфликт разгорелся в полную силу, произошла утечка информации из «Газпрома» о возможности повышения цены на газ до 250 долларов за тысячу кубометров с 2011 года. По мнению Александра Класковского, белорусская сторона постарается не допустить такого развития событий и использует все имеющиеся у нее аргументы, чтобы добиться более низкой цены.
-- Беларуси нужен российский рынок, нужны дешевые энергоресурсы. За год переделать белорусскую экономику невозможно, поэтому придется торговаться или даже имитировать уступки, -- отмечает политолог.
Сегодня сложно спрогнозировать исход переговоров по дальнейшим условиям поставок энергоресурсов. Очевидно, что Беларусь не готова к переходу на рыночные условия поставок нефти и газа со следующего года. В то же время эксперты считают, что в перспективе повышение цен на энергоресурсы до мирового уровня приведет к оздоровлению белорусской экономики.
-- В конечном итоге это обернется положительными результатами. Беларусь очень опоздала с реформами. Но если углеводородное сырье сильно подорожает, стране придется думать о необходимости создания новой экономики, которая будет базироваться на свободном предпринимательстве и верховенстве закона, -- считает Леонид Миндлин.
Владимир Мацкевич отмечает еще один момент, связанный с тем, что ориентация на Европу для Беларуси, на самом деле, тоже давно назрела.
-- В очередной раз возникает внутренний конфликт между идеологией, риторикой, стереотипами поведения на государственном уровне и реальными интересами страны. Интересы диктуют европейскую политику, а интеграционный "хвост" не дает возможности сделать даже не радикальные, а хотя бы формальные риторические шаги в направлении Европы, которая уже просто заждалась от Беларуси артикуляции, -- подчеркивает эксперт.