С высоты форсайта
С высоты форсайта
ОБ инновационной политике |
Государственная инновационная политика, по своей сути, направлена на создание условий для перехода знаний в материальные блага. Это та задача, которую ставит перед Правительством и бизнесом Президент.
За рубежом достаточно недавно появилось новое понятие — «форсайт». Смысл его может быть истолкован как «взгляд в перспективу». В частности, так называемый технологический форсайт должен быть направлен на определение национальных приоритетов научно–технического развития.
Для Беларуси задачей видится подобрать из множества возможных сценариев действия несколько. А лучше один, дающий возможность с высокой вероятностью вписаться в глобальный рынок товаров и услуг на наиболее благоприятных условиях.
В условиях глобальной конкуренции, в том числе в сфере инноваций, лишь единицы стран могут претендовать на лидирующие позиции одновременно в нескольких отраслях. Именно поэтому при формировании собственной стратегии инновационного развития главное — не ошибиться в приоритетах. И количество их должно быть ограничено. Если мы начнем заниматься всем, боюсь, получится, что мы не будем заниматься ничем.
Особенность текущего момента заключается в том, что государство обязано брать на себя функции своеобразного стратега в экономических процессах. Когда речь заходит о государственных инициативах в области поддержки новых технологий, в первую очередь всем приходит на ум государственная программа по инновационному развитию. Не вдаваясь в оценку эффективности ее предыдущих вариантов, задаюсь вопросом: а способна ли новая программа на 2011 — 2015 годы помочь созданию в стране конкурентоспособной экономики, основанной на собственном потенциале?
Изучение одного из последних вариантов программы показывает ее несомненную амбициозность: в качестве главных приоритетов определены «превращение Беларуси в мировой инновационный центр и вхождение в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира». Но эти благие, по сути, намерения ставятся под сомнение, если ранжировать конкретные задания программы по объемам выделяемых ресурсов. С большой вероятностью можно предположить, что общий объем финансирования новой программы, реализующей около 1.400 заданий по 13 стратегическим направлениям, составит не менее суммы, чем была выделена для ее предшественницы, — примерно 23 трлн. рублей. Или 6 млрд. долларов США.
Для сравнения отмечу, что в России только на ближайшие три года в рамках программы модернизации национальной экономики будут реализованы «всего» 38 проектов по 5 направлениям: компьютерные и ядерные технологии, космическая программа, разработка медицинской техники, программа энергоэффективности и создание центра инноваций в Сколкове. На их реализацию предполагается выделить почти 26 млрд. долларов США!
Создается впечатление, что госпрограмма инновационного развития на 2011 — 2015 годы рассматривается пока только с точки зрения создания новых производств и модернизации действующих. По крайней мере, анализ проектов, которые уже реализованы в рамках предыдущей или предлагаемые к реализации, об этом свидетельствует.
На одном из заседаний республиканского совета директоров была приведена весьма тревожная статистика: среди технологий, внедренных в производство в нашей стране за последние 5 лет, к современным можно отнести только 6 — 8%. Тех, которым нет аналогов в мире, лишь 2 — 3%. А вот статус «традиционных» имеют 80%. Причем многие из них были профинансированы в рамках государственных инновационных программ.
Похоже, министерства и ведомства чрезмерно расширили границы понятия «инновации». Даже в новой программе можно найти не один десяток проектов по модернизации существующих производств, но отнесенных в разряд инновационных.
В качестве утешения можно отметить: кпд бюджетных расходов на развитие технологий исторически невысок во всех странах. Можно вспомнить опыт Советского Союза, где такие отрасли, как биология и информатика, были в глазах руководства страны существенно менее приоритетны, чем исследования в области физики, имевшие военно–прикладное значение. Правда, впоследствии это аукнулось всей советской экономике катастрофическим отставанием в биотехнологиях и компьютерных науках.
За последние несколько лет в Беларуси многое сделано для развития инновационной инфраструктуры, но предстоит сделать еще больше и главное — эффективнее, и желательно не откладывать эти дела на завтра.
Автор публикации: Георгий ГРИЦ