Юрий Глушаков - президентской тропою
Малоизвестный политик из Гомеля Юрий Глушаков объявил о походе на президентство. Он рассказал «Белорусскому партизану», зачем ему это надо.
-После Вашего заявления об участии в президентской кампании оппозиционный бомонд оказался в недоумении: кто таков? Объяснимся?
-Все же отвечу вопросом на вопрос - кто таков политический бомонд? Если речь идет о руководителях оппозиционных партий, то все они, без исключения, меня прекрасно знают. Знают меня и многие региональные лидеры. А если кто и оказался в недоумении, то это другой бомонд, «неполитический». Возможно также, кому-то наше решение показалось и неожиданным. Однако хочу обратить ваше внимание - в Европе, за которую у нас так модно сегодня ратовать, «зеленые» являются одной из ведущих партий. И разумеется, давно уже пришло время для новой динамики и на белорусской политической сцене.
Что касается меня лично, то я занимаюсь общественной деятельностью уже более 20 лет. В начале 1990-х входил в Гомельский городской забастовочный комитет, организовывал Чернобыльские марши и общегородские стачки. В августе 1991 г. участвовал в защите Белого Дома. В 2003 г. я, как независимый кандидат, смог победить на выборах в Гомельский городской Совет депутатов. Тогда по всей республике в областных центрах, кроме меня, были избрано всего 3 независимых депутата. В т.ч. и такие, надеюсь, известные личности, как Ольга Карач и Сергей Антусевич. В марте 2006 г. я был на площади Калиновского. Тогда же, в связи с этим, потерял работу. В 2007 г. был избран 1-м заместителем председателя Белорусской партии «Зеленые». Был делегатом 1-го и 2-го Конгрессов демократических сил Беларуси, с трибуны которого выступал с предложениями, многие из которых вошли в нашу нынешнюю программу. Например, об отмене института президентства. Являюсь членом Политсовета ОДС.
-Даже на фоне нерейтинговых оппозиционных политиков Вы выглядите совсем неизвестным политиком. Что Вас подтолкнуло к участию в выборах? Ведь для участия в общенациональной кампании нужны не только финансы, но хотя бы человеческий ресурс.
-Рейтинг оппозиционного политика - в наших условиях вопрос очень специфический. Особенно, если ему приходится работать в регионе. А если уж говорить о рейтингах, то по данным соцопроса Академии Наук РБ, Белорусская партия «Зеленые» (БПЗ) занимает 2-е место в списке оппозиционных партий. Ресурсы у нашей партии есть. И этот не только партийные кадры - ведь с нами работает широкая сеть социальных и экологических активистов.
К участию же в выборах меня подтолкнули мои бывшие избиратели. Сказали мне во время последней кампании в местные Советы, полушутя-полусерьезно: «Вам уже пора и в президентских выборах участвовать…» А воля избирателей для меня - закон. Но если и без шуток, то я в 2003-2007 гг. был одним из немногих депутатов в Беларуси, кто работал по наказам избирателей и регулярно отчитывался перед ними. Серьезной причиной для участия в президентской кампании для меня стали впечатления, вынесенные из поквартирного обхода в ходе последних местных выборов. Видел воочию - больше половины наших людей живет в бедности, а то и просто в нищете. И пенсионеры, и люди работающие. Тяжело смотреть в глаза старому и больному человеку, которому не за что купить себе лекарств. На территории моего бывшего округа закрыли больницу… Опыт подсказывает - если ничего не делать, процессы социального демонтажа и деградации могут принять необратимый характер…
-Какую стратегию Вы избрали для участия в президентской кампании?
-Конечно, стратегию, ведущую к победе!
-Вы заявили о том, что ведете переговоры с Александром Милинкевичем. Что является предметом переговоров?
-Да, действительно, мы ведем переговоры с Александром Милинкевичем. Как, впрочем, и с другими претендентами - в последнее время на нас выходили многие кандидаты. Приоритетными для нас являются вопросы серьезного, программного характера. Мы - социалисты, и решительно выступаем за соблюдение принципов как социальной, так и экологической справедливости. Именно с этих позиций мы и смотрим на все вопросы, в том числе и касающиеся реформирования экономики и устойчивого развития, социальных льгот, отмены контрактной системы.
-Каким Вам вообще представляется оппозиционное поле Беларуси, и с какого краю Вы предпочитаете находиться - слева, справа, в центре?
-Мы, безусловно, находимся на левом фланге этого поля. При этом, надо отметить, политическая идентичность в белорусской политике является, зачастую, весьма размытой. Это касается как партии власти, так и оппозиции. Кстати говоря, на сегодняшний день БПЗ является единственной, выступающей на этих выборах с левой, социальной программой. Мне кажется, что либеральные догмы, с которыми выходят на публику некоторые другие кандидаты, сильно устарели. Лет так на 20, а может быть, и на все 100.
-Идея единого кандидата, кажется, уже канула в небытие. Имеют ли демократические силы шансы добиться победы, идя многочисленными колоннами?
-Я думаю, шанс есть всегда. Возможно, лучше иметь несколько хороших и популярных у «своего» избирателя кандидатов, чем одного, но компромиссного «единого». Кстати говоря, идя несколькими колоннами, наши политические партии смогут наконец, хотя бы определиться, интересы каких социальных групп и классов они представляют. Может быть, после этого их поддержка со стороны населения возрастет…
-Кто из претендентов, объявивших об участии в выборах, наиболее приемлем для Вас и для партии в качестве кандидата? В чью пользу Вы готовы сняться?
-Пока речь о персоналиях не идет. Естественно, для нас подходящим являлся бы наиболее социально ориентированный кандидат. Но мы готовы и самостоятельно отстаивать свою программу, которая отвечает интересам подавляющего большинства населения. И именно в народной поддержке должен видеть свою основную опору любой кандидат, партия или блок партий.
-И последнее, пожалуй. Сейчас много говорят, что надеяться на что-либо может только тот кандидат, который пойдет до конца, до победы. Вы - готовы?
-Да.