Через Бакиева Минск внушает Москве: не буди лихо!
Сбываются мрачные прогнозы белорусского руководства. На юге Кыргызстана льется кровь, жертв уже за сотню (и вряд ли кто их может нормально сосчитать). Конечно, не тот повод, чтобы потирать руки. Но вот прочесть Кремлю завуалированное моралите — самый раз.
14 июня свергнутый президент Курманбек Бакиев, которого приютил белорусский официальный лидер, откликнулся на трагические события экстренной пресс-конференцией в Минске.
Первым делом он решительно отмежевался от резни, поскольку «члены временного правительства, как это у них уже принято, все опять вешают на меня, на моих близких и т.д.».
Для пущей убедительности Бакиев продублировал уже звучавший из его уст месседж: дескать, мало того что не собираюсь возвращаться в Бишкек на белом коне, но и вообще наелся политики — баста! Хотел бы тихо трудиться где-нибудь в производственной сфере.
Впрочем, не только самому политическому изгнаннику в этой ситуации надо всячески показывать, что он, так сказать, не при делах.
Возможно, во время пятничных переговоров в Москве белорусского официального руководителя предупредили, что любые его попытки играть в киргизском сюжете крайне нежелательны, предположил в интервью «Белорусским новостям» минский аналитик Андрей Федоров. Вот сейчас и приходится подчеркивать: никто отсюда масла в тамошний огонь не подливает.
Но не только ради этого вновь поставили здесь Бакиева под микрофоны и объективы.
Вторым акцентом было то, что временное правительство не контролирует ситуацию (прозвучало еще доходчивее: в стране «творится бардак») — и по уму надо бы туда вводить силы ОДКБ.
Напомню: 8 мая Александр Лукашенко пытался поднять этот вопрос на неформальном саммите ОДКБ в Москве, но тогда не захотели и слушать.
Эксперт аналитического центра «Стратегия» Валерий Карбалевич в интервью «Белорусским новостям» отметил: в принципе Лукашенко был прав, когда критиковал киргизский переворот, говорил о его неконституционности, о слабости ОДКБ. «Сейчас удобный момент, чтобы показать пальцем: вот видите, к чему привела отставка законного президента», — говорит политолог.
Так что Бакиев сейчас не только выгораживает себя, но и, если хотите, вольно или невольно отрабатывает гостеприимство. Его слова льют воду на пиаровскую мельницу главы синеокой республики, который, дав приют коллеге, накликал на свою голову мегатонны сарказма на тему «солидарности диктаторов».
Хорошо, но сейчас вопрос может стать ребром: если ОДКБ все-таки вмешается, готов ли Минск послать в пекло своих бойцов?
Как раз недавно белорусский парламент ратифицировал наконец соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ — то самое, что было подвешено в прошлом году из-за молочной войны с Россией. Беларусь отрядила в состав КСОР более двух тысяч военных.
Впрочем, отрядила — это весьма условно. Силы находятся в местах постоянной дислокации. И, разумеется, без согласия белорусского главнокомандующего никакая Москва их никуда не направит.
Валерий Карбалевич напоминает: Лукашенко не единожды заявлял, что наши парни в горячих точках воевать не будут. Он прекрасно чувствует, сколь силен у белорусов афганский синдром.
А сейчас влезать в разборки у черта на рогах было бы особенно некстати. На носу у Лукашенко напряженная кампания. «Не дай бог хотя бы пара наших солдат погибнет там перед президентскими выборами», — отметил Андрей Федоров. Он, как и Карбалевич, прогнозирует, что свои войска в горячую точку Лукашенко посылать не рискнет.
Впрочем, военный обозреватель Александр Алесин в принципе весьма сомневается, что киргизскую ситуацию станут разруливать под флагом КСОР ОДКБ. «Во-первых, для их применения нужен консенсус, и не факт, что его достигнут, — сказал эксперт в комментарии для «Белорусских новостей». — Вряд ли Астане или Еревану, например, очень надо влезать в этот конфликт. Во-вторых, сами КСОР практически еще не созданы. Нет инфраструктуры, системы обеспечения и так далее. А главное, нет механизма применения».
Алесин напоминает: если по уму, то миротворцы должны действовать с мандатом ООН. А Объединенные Нации принимают такие решения не с наскока. Долгая песня. Потом, миротворческий контингент должен быть специально обучен. Это же не «мочить» надо, а разъединять стороны конфликта. В КСОР такого обученного состава нет.
К слову, в белорусской армии есть миротворческая рота, вышколенная в рамках сотрудничества с НАТО. Мы ведь с «коварным монстром» без шума и пыли реализуем программу «Партнерство ради мира» еще с 1995 года. Но это элитное подразделение белорусское начальство вряд ли захочет бросать в азиатское пекло (причины: см. выше).
По словам Алесина, Минск может направить в Кыргызстан гуманитарную помощь, подразделение МЧС, медиков. Это будет выглядеть красиво и благородно, все стороны только спасибо скажут.
При этом, предполагает эксперт, «наиболее вероятно, что вся неблагодарная работа по умиротворению будет выполнена руками киргизских военных. А Россия подбросит техники — бэтээров, вертолетов, оружия получше, боеприпасов. То есть будет присутствовать фоново, но не более того».
Ну а кое-кто в Минске при этом может тихо торжествовать. Что, мол, не нравился вам авторитарный Бакиев? Вот и получили по полной программе.
В принципе же всем нам еще вылезает боком «совок». Тогда нахомутали в национальном вопросе выше крыши. В той же Центральной Азии нарезали границы от фонаря, заложив межэтнические фугасы замедленного действия.
К тому же коммунистическая система дико затормозила развитие на одной шестой части суши. Ныне это аукается нищетой, коррупцией, бандитизмом, бездарным правлением совковых по менталитету кланов в обретших суверенитет бывших советских республиках.
Эту кашу развала империи всем нам хлебать еще долго. Но белорусская правящая верхушка сегодня озабочена чисто прагматическим вопросом: как провернуть очередные выборы так, чтобы Москва не поставила подножку. Вот и беглый центральноазиатский правитель пригодился, чтобы послать Кремлю сигнал: не буди лихо!
Александр КЛАСКОВСКИЙ