Винцук Вячорка: Сойм стал заявкой нынешнего руководства партии на раскол
Один из основателей Партии БНФ Винцук Вячорка прокомментировал в интервью «Белорусскому партизану» решения кадрового Сойма ПБНФ, прошедшего в Минске 12 мая. Напомним, его сын был исключен из рядов партии с жесткой формулировкой и серьезными обвинениями.
- Это было очень похоже на те судилища, в которых я неоднократно участвовал в качестве и свидетеля, и участника, - запрограммированные заранее итоги, никакие аргументы и контраргументы не действовали.
Политический вопрос, который рассматривался первым, занял час-полтора; второй вопрос - об исключении из партии - занял четыре часа. Уже это свидетельствует о том, как расставляет приоритеты нынешнее руководство партии.
В первой части я по согласованию с Лявоном Барщевским изложил видение ситуации в партии. Причина внутрипартийного раздрая - это отношение к политической линии на борьбу с режимом и линии на примирение с режимом, которую выработал Брюссель и которую последние два года поддерживает Александр Милинкевич. Мы категорически против слепого примирения с режимом Александра Лукашенко.
Процесс выдвижения единого кандидата от БНБ, изначально заточенный под Александра Милинкевича, дал серьезный сбой. Если уже такие серьезные политики, как Павел Северинец, заявляют о политической перекупке сторонников БХД со стороны Александра Милинкевича, значит, ситуация в БНБ сложная. Поэтому я предложил сконцентрироваться на внутрифронтовской консолидации, выйти на более широкие процедуры определения единого кандидата, чем в пределах БНБ, и если этот процесс окажется невозможным, выйти на президентские выборы единым действительно крепким партийным кандидатом. Кстати, крепким кандидатом от партии мог быть и Григорий Костусев.
Однако председатель партии весьма агрессивно воспринял мое предложение, квалифицировав его как «раскольническое». На самом деле мое предложение было направлено на то, чтобы разлом - а этот разлом есть - преодолеть.
Но в итоге Сойм завершился массовой чисткой тех членов Партии БНФ, кто выступает против подчинения Партии БНФ движению «За свабоду» Александра Милинкевича.
- Означает ли, что последний Сойм Партии БНФ формально оформил раскол партии?
- Сойм стал заявкой нынешнего руководства партии на раскол. Раскол этот проходит между сторонниками самостоятельности, независимости Партии БНФ и сторонниками полного подчинения партии Александру Милинкевичу.
- Получается, что часть партии поддерживает Костусева и Милинкевича, Виктор Ивашкевич со своими сторонниками поддерживают Андрея Санникова. На кого же в таком случае опирается, на чью поддержку надеется Лявон Барщевский?
- Я бы не говорил про Костусева как самостоятельный фактор. Кстати, я с ним говорил накануне Сойма, так он сказал, что выступает против исключений. Но голосовал автоматически за исключение - это обстоятельство свидетельствует о реальном уровне его самостоятельности.
Что касается решения Виктора Ивашкевича, то, мне кажется, это шаг отчаяния, потому что в самом Фронте не удается достичь консолидации. Я думаю, он просто сделал свой индивидуальный выбор.
Мы являемся сторонниками линии на суверенитет и независимость партии и государства, не верим в перевоспитание Александра Лукашенко. Это тупиковая ошибка, которая сеет вредные надежды. И реальный раскол в партии проходит между сторонниками независимости и сторонниками полного и безусловного подчинения Александру Милинкевичу. Нынешнее руководство хочет создать небольшую, но хорошо управляемую партийку, где нет места инакомыслию.
- Как Вы и Ваши сторонники намерены бороться за партию дальше?
- Никакой Янукевич у меня слово БНФ не сотрет. Слово БНФ написано у меня на лбу. И не потому, что мы хотим присвоить себе монополию на БНФ - я вместе со своими единомышленниками создавали партию. Это и Ходыко, и Барщевский, и Семдянова, и многие-многие другие. Мы будем и дальше бороться за Беларусь, за свободу. Сойм исключил неугодных членов партии с антиуставной записью - «без права восстановления в партии». Мы предпримем все необходимые шаги для безусловного восстановления в партии исключенных Соймом. Если бы нынешнее руководство партии сделало хотя бы 10 процентов от того, что сделали эти парни, - ситуация была бы совершенно иная.