"Тигр" в дебрях Азамонии
9 июня завершается латиноамериканское турне Виктора Шеймана. Боливия, Эквадор, Куба, Венесуэла… Информации если не ноль, то близко к нулю.
Журналист Светлана Калинкина пытается найти ответы на вопросы о причинах длительного вояжа Шеймана.
Про организацию производств тракторов на Кубе рассказал белорусский МИД, но про это он уже минимум лет пять рассказывает. Короткое коммюнике в связи с приездом белорусской делегации распространила пресс-служба президента Боливии Эво Моралеса, но из него выяснилось, что между Беларусью и Боливией вообще не установлены дипломатические отношения. То есть еще вопрос, как вообще помощник президента по особым поручениям со свитой попал в Ла-Пас.
Латиноамериканские СМИ называют Шеймана «эмиссаром» -- то есть не просто посланником, а посланником с особой секретной миссией. Над этой миссией сегодня по миру не одна сотня экспертов ломает голову, потому как ни у Кубы, ни у Венесуэлы, ни у Боливии с Эквадором просто нет денег на покупку белорусской техники и иное активное товарно-денежное сотрудничество. О чем можно говорить, если половина, а то и больше населения в этих странах находится за чертой бедности? Если только мы бесплатно, в качестве гуманитарной помощи будем туда поставлять эту технику, дабы завязать дружбу и одновременно разгрузить свои склады…
Можно, конечно, и над безденежными схемами подумать. Ведь считается, что нас в том регионе чрезвычайно интересует нефть. Но несложно догадаться, что Беларусь не обладает особо выдающимися возможностями для инвестиций в нефтедобычу.
Что же ищет в тех краях эмиссар Шейман?
С некоторыми странами для начала ему надо хотя бы объясниться. Например, с Эквадором. Поскольку именно Беларусь в свое время помогала вооружаться Перу, когда Альберто Фухимори решил повоевать с Эквадором. Мало кто знает, но тогда в Минске под масштабное сотрудничество даже было открыто отделение посольства Перу. В память о том времени в мировую историю торговли оружием был вписан скандал, потому как когда власть в Перу поменялась, то всплыло, что из нищего бюджета страны партнерам перечислялись взятки за оружейные сделки. И, не поверите, одна из самых крупных сделок была наша - самолеты, радары, системы ПВО…
В общем, Шейман просто обязан принести извинения Эквадору за неосмотрительные связи с Перу.
Боливия это вообще новый для нас рынок. Ведь президент Эво Моралес известен не только публичным предупреждением, что его правление превратится в ночной кошмар для Соединенных Штатов. Моралес, помимо всего прочего, прямо и открыто заявил, что не собирается вводить запрет на выращивание коки - того самого куста, из которого впоследствии получают кокаин. Дескать, она входит в число традиционных продуктов сельхозпроизводства и потребления, а потому борцы с наркотиками в его стране могут отдыхать. Таким образом, если исходить из того, что Боливия -- страна, в избытке обладающая товаром, на который во всем мире есть спрос, то, наверное, стоит признать, что она небезынтересна.
Про Венесуэлу и Кубу лишний раз и говорить не буду -- это наши давние знакомцы.
Есть еще Колумбия, с которой по косвенной информации, у нас тоже есть контакты, но где с правительством вести переговоры бесполезно, так как оно просто не контролирует значительную часть территории, поскольку в стране идет партизанская война.
Кстати, именно на этой войне погорел теперь уже всем известный торговец оружием Виктор Бут, который вот уже два года в тайландской тюрьме всячески сопротивляется экстрадиции в США. Американские агенты под видом представителей Революционных вооруженных Колумбии (FARC) вели с Бутом переговоры о поставках ракет класса «земля-воздух». Как только сделка была заключена, «боевики» сняли маски и предъявили Буту обвинение. Экстрадиция затянулась по одной причине: в Тайланде не могут определиться, эти самые революционные силы Колумбии нужно считать террористической организацией или политической. Для США-то FARC однозначно террористы, а вот в Тайланде нет такого закона. Потому сейчас США предъявили Буту новое обвинение, более понятное властям Тайланда.
Про то, что бизнес Бута корнями из Витебска писалось не раз. Он -- бывший переводчик 339-го полка военно-транспортной авиации, который дислоцировался в Витебске, а потом был расформирован. Но вот грузовые самолеты никуда не исчезли: достаточно вспомнить наш «Трансавиаэкспорт», тем более, что эксперты находят связь этой компании в целом и отдельных ее сотрудников в частности с арестованным «оружейным бароном». Правда, сам Бут говорит, что возил на своих самолетах куриные окорочка и гуманитарные грузы. А вот эксперты по торговле оружием утверждают, что этот широкой души человек снабжал оружием и Африку, и Афганистан, причем часто все конфликтующие стороны одновременно.
И я совсем не случайно про Бута вспомнила. Потому что только официальные белорусские СМИ не говорят о связи Бута, Колумбии, Уго Чавеса и «белорусских друзей». А вот "неправильные" СМИ об этом пишут.
Кратко напомню.
1 марта 2008 года на партизанской базе в Эквадоре был убит командир группы колумбийских боевиков и главным трофеем, как сообщила газета «Эль Паис» стал его нотбук. В частности, в нем обнаружили письмо, в котором один из руководителей FARC сообщал этому самому убитому бедолаге: «Наш белорусский друг продолжает работу над пакетом о путях к рынку, чтобы решить проблемы. 17 числа этого месяца в Каракас прибудет делегация высоких представителей от этого друга, чтобы уточнить список. Ангел просил, чтобы мы были здесь и лично договорились с делегацией.»
Как считается, «Ангел» - это Уго Чавес, «Белорусский друг» -- Виктор Шейман, который 17 февраля 2008 года действительно был в Каракасе.
Итак, 1 марта находят ноутбук. 6 марта арестовывают Бута. 12 марта американского посла в Беларуси Карен Стюарт отзывают для консультаций в Вашингтон. 13 марта в Минске случается скандал с группой «американских шпионов». После этого белорусские власти объявляют персонами нон-грата 10 сотрудников американского посольства и в принципе резко сокращают число американских дипломатов, которые могут работать в Минске...
Официально считается, что это была реакция на американские санкции, введенные в отношении «Белнефтехима». Но кто знает, кто знает… Ведь о санкциях было объявлено в ноябре 2007 года, белорусские власти всячески делали вид, что серьезно они никого не затронули, тогдашний министр финансов Николай Корбут озвучил вообще смешную цифру: мол, убытки от санкций составили всего 17 тысяч долларов. И вдруг к марту ни с того ни с сего, на пустом месте под прикрытием обиды за санкции устроили грандиознейший скандал.
Конфликт не удается погасить вот уже два года. Более того, уже в этом году Конгресс США усугубил ситуацию, одобрив «Акт об учете белорусских поставок вооружений».
О том, что через Бута Беларусь частенько торговала оружием, причем не всегда за деньги, много написано в книге «Нашествие» (она выложена в Сети, поэтому желающие могут почитать). Я себе позволю только цитату из текста, который представлен как документ -- оперативное донесение военной контрразведки КГБ. Потому что, как я понимаю, меняются адреса сотрудничества, но схемы и принципы работы с безденежными странами вряд ли могут претерпеть кардинальные изменения.
« ... Нами исследована и методика контрабандной доставки вооружений из Беларуси в Кабул. Оружие загружается на военном аэродроме в Мачулищах и доставляется в Таджикистан. Оплата за товар осуществляется либо наличными деньгами, либо наркотиками. Так, 15 апреля 2001 года из Таджикистана прибыл военно-транспортный самолет ИЛ-76 МД, на борту которого находились контейнеры с надписью «Дрожжи». Груз сопровождали люди, одетые в форму вооруженных сил России. Груз, перегруженный в крытые военные «КРАЗы», убыл в неизвестном направлении. Контролировал погрузочно-разгрузочные работы представитель Совета безопасности РБ. По нашим данным в контейнерах находились наркотические вещества.
Осуществив дозаправку, самолет был загружен различной военной техникой: минометы, автоматы, 25 тысяч мин. Самолет взял курс на Душанбе.
Командир корабля Сергей Денисенко, бывший штурман белорусской компании «Трансавиаэкспорт». Борт приземлился на военной базе под Душанбе. Груз встречал один из руководителей иракской разведки Фарук Хиджози, являющийся главным посредником в сделках между талибами и продавцом. Доставленное в Таджикистан оружие (таких полетов в 2001 году было 5) переправляется в Афганистан уже на самолетах Виктора Бута, бывшего офицера витебской авиадивизии. Поставки осуществлялись Северному Альянсу. Бут был лично знаком с Ахмат Шах Масудом.
Одновременно оружие поставлялось и талибам. Но схема здесь действовала другая. Белорусское оружие транспортными самолетами доставлялось в Болгарию, оттуда в Объединенные Арабские Эмираты. В ОАЭ оружие перегружалось на самолеты компании «Дельфин» и «Санта Круз Империал», которые принадлежат шейху Абдулле бен Занда, партнеру Бута. Деньги за поставленное оружие легализуются в Беларусь через различные предприятия, контролируемые высшими должностными лицами как частный капитал. Недавние заявления Лукашенко об инвестициях со стороны некой частной компании, находящейся на территории ОАЭ, есть прикрытие акта отмывания денег.
Была разработана еще одна схема доставки оружия талибам. Самая изощренная. В ней задействован Шейман и бывший секретарь совбеза Украины Марчук. По договоренности с ним контрабандисты арендуют грузовые АНы с украинскими регистрационными номерами. Самолеты, загруженные белорусскими вооружениями, стартуют все с того же военного аэродрома Мачулищи в Африку, в одну из невоюющих стран - Танзанию либо Конго. Оттуда оружие попадает в Судан, где «Белтехэкспорт» (белорусская фирма, занимающаяся продажей оружия) имеет свою перевалочную базу. На нее были поставлены 300 грузовиков из Беларуси.
Оружие из Судана попадает в Кению и на Филиппины, а затем на самолетах Бута отправляется в Афганистан талибам. Таким образом, группой во главе с бывшим секретарем совбеза Украины Марчуком и бывшим секретарем совбеза Беларуси в течение 2001 года было поставлено талибам 200 танков Т55 и Т62.
Вырученные от продажи оружия деньги возвращаются хозяевам по очень сложной схеме. Наши сотрудники проследили этот путь.
Оперативным путем установлено, что на военный аэродром в Мачулищах ночью с 24 до 1 часа ночи два раза в месяц прилетает самолет. Два человека из состава пилотов считают и актируют привезенные с собой мешки с деньгами. После пересчета утром они садятся в «фольксваген-бас» и по трассе Слуцк-Минск направляются в головной офис «Белтехэкспорта». Машина выезжает через военный КПП. Боясь утечки информации, организаторы двигались по трассе без охраны. Пилоты никогда не меняются. В эти дни служба безопасности Президента в рамках так называемых учебных тревог блокирует все подъезды и выезды к трассе, а также саму трассу Слуцк-Минск. Все происходит так, как в случае передвижения главного объекта…»
В общем, нет сомнения, что даже несмотря на то, что США еще не получили Бута для допросов, за телодвижениями "белорусских друзей" в Латинской Америке они следят внимательно. И если даже наш эмиссар в ходе последнего турне действительно обсуждал всего лишь поставки наичистейшего сухого молока, Соединенными Штатами это все теперь будет проверено и перепроверено десять раз. Потому что Латинская Америка - это даже не Афганистан, не Судан и не Иран, это у них под боком. Тем более, что никакого внятного безобидного объяснения нашему внезапному интересу к тому региону (причем не к богатым странам типа Аргентины, а именно к беднейшим, безденежным и неспокойным) действительно нет. Беларусь не обладает свободными деньгами для долгосрочных инвестиций в другие страны, сами по миру с протянутой рукой ходим, а расплачиваться по обычным контрактам нет денег у выбранных нами партнеров. Да и главный переговорщик не специалист ни по молоку, ни даже по нефти...
К тому же, можно вспомнить, с чего начиналась активизация нашего сотрудничества с горячими латинос. Четыре года назад во время визита на Кубу большой делегации во главе с Сергеем Сидорским странным образом выпал с балкона своего гостиничного номера и погиб директор «Белспецвнештехники» Анатолий Колесников. Фирма занималась ремонтом и техническим обслуживанием вооружений и военной техники, а также продажей запчастей и агрегатов к ней, но после этого происшествия резко ушла в тень. В Минске попытались скрыть произошедшее, не самого последнего директора хоронили почти тайно и без некрологов в газетах, но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Но вне зависимости от того, случайной была смерть Колесникова или это было убийство, она является как минимум предупреждением. Не надо бы сунуться туда, где и без нас горячо…