Что кандидаты нам готовят

Источник материала:  
07.06.2010 09:57 — Новости Политики

Пока белорусские оппозиционные силы не выдвинули единого кандидата в президенты. Даже существующие оппозиционные коалиции затрудняются определить кандидатов, которые представляли бы каждый из крупных оппозиционных блоков: так, процедура определения кандидата от Белорусского незалежницкого блока только миновала стадию консультаций и перешла в стадию реальной процедуры. Агентство политической экспертизы BISS проанализировало кратко некоторые опубликованные кандидатов в президенты Беларуси.

Серьезные сомнения относительно усилий оппозиции в определении единого кандидата из своей среды дают основание предполагать, что «единый» (или «двуединый») появится лишь на стадии уже официально объявленной избирательной кампании. Весьма вероятно, что именно стадия сбора подписей расставит все точки над  «і» в спорах, по каким критериям следует оценивать перспективность того или иного претендента - по численности команды, личной харизме либо наличию финансового и организационного ресурса. Похоже, что на ближайших выборах практика будет критерием истины и оппозицию будет представлять действительно сильнейший - то есть претендент, успешно прошедший естественный отбор внутриоппозиционных междуусобиц. Какой бы не было лицо оппозиции на этих выборах - это будет адекватное представление ее сегодняшнего положения.
В условиях такого плюрализма кандидатов любопытным образом деформируется архитектура подготовки к предстоящей кампании. Заметно, что в последнее время внимание к межпартийному взаимодействию и продолжающимся попыткам «выведения» единого кандидата упало. А ведь в период кампании 2005-2006 гг. статус единого был индульгенцией, которая искупляла все грехи и тактические просчеты штаба оппозиционного кандидата: шутка ли, программу Милинкевича тогда «забыли» передать для публикации в государственной газете - но вряд ли это обстоятельство повлияло на число голосов, поданных за единого кандидата от ОДС.
Отсутсвие статуса единого могло бы быть малозначимым фактором при наличии действенного сценария победы на выборах хотя бы у определенной части оппозиционных структур. В конце концов, наличие объединенной оппозиции отнюдь не является обязательным элементом в теории «ошеломляющих выбров». Но и четкого видения того, каким образом возможное электоральное преимущество оппозиционного кандидата трансформируется в захват властных кабинетов, оппозиционные стратеги не демонстрируют. Помимо, разумеется, общих фраз о «мирных акциях протеста», не понятно чем отличающихся от любых иных массовых акций, организуемых оппозицией.
Так что пока оппозиция не может дать внятного ответа на вопросы «Кто?» и «Как?» - неизбежно задаваемые как политизированной публикой (то есть активной частью электората, интересующейся политикой) так и самими участниками оппозиционных политических организаций. В этих условиях возрастает актуальность  третьего вопроса из указанной серии - вопроса «Зачем?».
Ответ на этот вопрос должен содержаться в предвыборной программе кандидата в президенты. В сегодняшних условиях отсутствие ясной и четкой позиции по программным вопросам превращает кандидатов в президенты в исключительно медийных персонажей, интересных только журналистам-завсегдатаям пресс-конференций. Обойтись демонстрацией по телевизору умной книги, опубликованной мелким шрифтом - на этих выборах не получится. Как не получится спрятаться за программу из округлых и невнятных  общих фраз, против которых никто в здравом уме особо возражать и не станет: «неуклонное повышение благосостояния населения» - это не программа.
Избиратель при наличии десятка потенциальных кандидатов будет интересоваться - а чем же они отличаются друг от друга, помимо наличия/отсутствия бороды/лысины, возраста и годового дохода. Что предлагают эти столь многочисленные оппозиционеры? И чем их предложения отличаются от того курса, которым ведет страну действующий президент?
На данный момент из когорты оппозиционных политиков, заявивших о своем намерении претендовать на должность президента, лишь пять человек опубликовали в том или ином виде свои предвыборные программы. С учетом того, что официальная предвыборная кампания еще не стартовала, программы презентуются как предварительные документы, тезисы, проекты программ. С одной стороны, очевидно, что при регистрации претендентов в качестве кандидатов в президенты, их программы будут дорабатываться и уточняться, в том числе и в плане согласования с программами политических сил, которые могут выступить в поддержку претендента в ходе кампании. С другой стороны, основные отличия и принципиальные характеристики можно отметить уже сейчас.
Первым о содержании своей программы заявил лидер Движения «За свободу» Александр Милинкевич. Его программа претенциозно называется «Сделаем Беларусь настоящей Европой!» (опубликованы тезисы). Технология подготовки программы была обусловлена тем, что Движение «За свободу» это всё таки не партия и собственной постоянной программы как идеологической доктрины оно не имеет: документ писался с экспертной позиции, с приглашением широкого круга представителей фабрик мысли, аналитических центров и даже аналитических структур политических организаций. Утверждается открытый характер документа - он является рабочим вариантом программных тезисов, которые будут дополняться путем получения обратной связи от граждан, экспертов, специалистов-практиков и активистов кампании.
Эта программа направлена на то, чтобы наполнить конкретным содержанием проевропейский характер политического проекта, представляемого силами, которые стоят за Александром Милинкевичем. Все предложения программы формулируются путем соотнесения будущей Беларуси с европейской моделью - это программа европеизации страны. Например, в разделе реформирования системы управления предлагается вернуть демократию и, прежде всего, нормальные выборы и настоящее местное самоуправление в соответствии с Европейской Хартией. Предлагается вернуть разделение властей и ввести гарантии свободы слова и справедливых, независимых и непредвзятых судов, а также отменить все дискриминационные законы и прекратить политическое преследование инакомыслящих.
В народнохозяйственной части программы Милинкевич более конкретен, предлагая отказаться от строительства АЭС в пользу энергосберегающих технологий. Утверждается, что Беларусь сможет поддерживать многолетние темпы экономического роста на уровне 7-10% даже при полном переходе на рыночную стоимость на нефть и газ при условии, если в ее экономику будет привлекаться до 10 миллиардов прямых иностранных инвестиций в год. Предлагается проводить прозрачную бюджетную политику, поддерживать частный бизнес и развивать транзитный потенциал страны. При этом Милинкевич с осторожностью относится к приватизации ключевых предприятий, транзитной инфраструктуры и других систем жизнеобеспечения, обещая сохранить эти объекты в руках государства до тех пор, пока не будут созданы условия для их приватизации без ущерба национальным интересам и благополучию граждан. Будут созданы надлежащие условия для широкого выхода белорусских сельхозпроизводителей на европейские рынки. Таким образом, мы сэкономим огромные средства, которые сегодня переливаются в неэффективный аграрный сектор, и создадим условия для укрепления прибыльных предприятий и создание фермерских хозяйств.
Социальная политика Милинкевича предполагает возврат системы льгот для школьников, студентов, пенсионеров и других незащищенных слоев населения.с уменьшением госаппарата. Милинкевич обещает присоединить Беларусь к Болонскому процессу и провести европеизацию системы образования. Предлагается реформа системы здравоохранения, ЖКХ и пенсионной системы.
Программа содержит достаточно проработанный внешнеполитический блок: стратегическая цель - полная интеграция Беларуси в Европейский Союз, но при этом Милинкевич видит Беларусь нейтральным государством и выступаем за выход страны из военных блоков и неприсоединение к ним в будущем.
Если Милинкевич подчеркнуто говорит в своей программе от лица нейкой общности (нерасшифрованное «мы» наверное относится к белорусским евроэнтузиастам), то другой беспартийный кандидат, Алесь Михалевич, говорит от своего собственного имени (используя местоимение «Я»). Программа Михалевича писалась так же экспертами, но в отличии от иных программ тут  авторы документа представлены поименно (по крайней мере некоторые).
Программа Михалевича «Беларусь: стратегия эволюции» по своему названию призвана быть антитезой неким революционным сценариям. Она включает в себя экономический раздел, а так же части «Эффективное государство» и «Активное общество». Михалевич предлагает активное участие граждан в приватизации госпредприятий, амнистию по экономическим преступлениям, инновационное развитие и реформу сельского хозяйства. В части демократизации и реформы госуправления программа Михалевича традиционна для оппозиционных кандидатов. Предлагается пенсионная реформа и сокращение госаппарата, отказ от строительства АЭС. Оригинальным компонентом программы стал раздел «Активное общество», которые среди прочего предполагает запрет производства плодово-ягодных вин, региональное развитие и принятие закона о защите прав пациента.
Партийным кандидатам, в отличии от беспартийных Михалевича и Милинкевича, не приходится изобретать велосипед. Их программы основываются на программах партий, которые их выдвинули, и представляют собой в основном операционализацию партийной доктрины применительно к условиям конкретной политической ситуации.
В частности, озвученная на тринадцатом съезде Партии БНФ предвыборная платформа кампании кандидата от БНФ Григория Костусева базируется целиком и полностью на положениях партийной программы. В целом ее положения традиционны для демократических политических партий в части необходимости изменения политического режима и отхода от авторитаризма, но при этом более радикально прописаны положения о возможной люстрации и расследовании политических репрессий в современной Беларуси. В отличии от иных  партий, БНФ не отрицает развитие атомной энергетики, но по европейским стандартам. Интеграция с Европой предполагается в экономической сфере, так же предлагается вступление в НАТО. Но при этом,  наряду с такими «фишками» как присоединение в Шенгенскому пространству, в программа БНФ звучат и некоторые скептические нотки в отношении безоглядных евроэнтузиастов. Традиционно уделяется внимание повышению статуса белорусского языка и возвращению национальных  белорусских символов - герба Пагоня и бело-красно-белого флага.
Кандидат от БХД Виталий Рымашевский своей программы не озвучивал, но у этой незарегистрированной партии имеется своя программа (по крайней мере, такой документ вывешен на ее сайте).
Блоковая платформа кандидатов от БНБ не существует - точнее, есть только декларация, подписанная при создании этого блока.  Но она может быть выработана исходя из того, что непреодолимых противоречий между программами кандидатов нет. Открытый характер проекта программы Милинкевича, например, по своей природе ориентирован на рецепцию предложений со стороны, в том числе от иных субъектов БНБ.
Кандидат от ОГП Ярослав Романчук представил ультралиберальную программу «Миллион новых рабочих мест для Беларуси» которая не выходит за рамки экономической сферы и содержит лозунг «Создадим новое, сохраним лучшее». При этом программа уже готова к функционированию в качестве пиар-документа - она построена на сравнении предложений Романчука с сегодняшней политикой правительства. В целом программа представляет собой продолжение традиционных реформаторских проектов возглавляемого Романчуком центра Мизеса. Примечательно, что программа была представлена публике в двух вариантах - сокращенном-популистском и более широком, рассчитанном скорее на специалистов.
Предвыборная программа Юрия Глушакова, выдвигающегося для участия в выборах Президента Республики Беларусь от Белорусской партии «Зелёные», также озаглавлена как проект. Этот документ написан левым слогом и в целом соотвествует сегодняшнему популистскому дискурсу в белорусских оппозиционных кругах.
Такие политические тяжеловесы как Статкевич, Казулин, Санников и Фролов пока хранят молчание относительно собственных программ. Информационный шум от кандидатов-одиночек постепенно стихает в условиях, когда дискуссии о преимуществах того или иного «претендента в единые кандидаты от оппозиции» сменяется анализом экономических и политических платформ различных оппозиционных структур.
Во всяком случае, один плюс от многочисленности кандидатов в президенты можно заметить: политические структуры вспомнили о своих программных положениях, о том, что их отличает от других фигурантов привычных внутриоппозиционных споров. Политические силы задумываются о собственной самоидентификации, о том, за что они выступают и какие политические принципы отстаивают. По крайней мере, функцию артикуляции политических программ эти президентские выборы должны выполнить.
 

←Противники Лукашенко надеются на Москву

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика