Избирательное законодательство Беларуси не гарантирует демократические выборы
Поправки в белорусский Избирательный кодекс лишь частично отвечают рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ и Совета Венецианской комиссии. Об этом говорится в совместном заявлении двух институций, принятом 4 июня.
Принятые в январе поправки стали шагом к устранению некоторых недостатков в избирательном законодательстве страны, однако они едва ли разрешат озабоченность, вызванную тем, что законодательная база в данной области не обеспечивает условия для проведения подлинно демократических выборов, говорится в документе.
"Поправки содержат ряд существенных усовершенствований, которые отвечают части рекомендаций, которые мы давали в предыдущих отчетах о выборах и в ходе недавних открытых и конструктивных консультаций с белорусскими властями", - заявил директор БДИПЧ, посол Янез Ленарчич.
Он добавил, что некоторые моменты требуют дальнейшей разработки или вообще остались без внимания: "Например, потенциальный позитивный эффект ряда поправок может быть нивелирован недостатками в процессе подсчета голосов, который остался прежним".
Секретарь Венецианской Комиссии Томас Маркерт подчеркнул, что никакое законодательство, каким бы хорошим оно ни было, само по себе не может гарантировать проведение выборов в соответствии с международными стандартами: "Качество будущих выборов в Беларуси будет зависеть не только от качества законодательства. Не менее важно претворить его в жизнь".
В заявлении европейских институций содержится ряд новых условий, которые могли бы привести к усовершенствованию избирательного процесса, включая упрощение регистрации кандидатов и проведения кампаний, гарантии объективных результатов досрочного голосования и возможность оспаривать определенные решения Центральной избирательной комиссии в Верховном суде.
Также в документе выражена озабоченность вопросами, связанными с процедурой назначения членов избирательных комиссий, в частности, отсутствием критериев их отбора. Отмечается недостаток гарантий, обеспечивающих объективность и прозрачность подсчета голосов и составления протоколов результатов голосования. Так, например, не были сделаны поправки, гарантирующие наблюдателям контроль за ходом голосования, подсчетом голосов и составлением итоговых протоколов. Не появились в законодательстве и поправки, регламентирующие опубликование подробных отчетов о предварительных и окончательных итогах голосования на избирательных участках без неуместной задержки.
БДИПЧ ОБСЕ и Венецианская Комиссия в свою очередь выразили готовность содействовать белорусским властям в дальнейшем реформировании избирательного процесса. Бюро по демократическим институтам и правам человека заявило о намерении наблюдать за влиянием обновленного избирательного законодательства на предстоящие президентские выборы.