Какие компромиссы могут быть у России и Беларуси?
02.06.2010 09:54
—
Новости Политики
"Единственное, мы хотели бы, чтобы все было прилично и чтобы любые наши отношения были основаны на равноправии и уважении. Если такое мы увидим, пойдем на любые компромиссы, уступки, даже если они на какой-то период будут для нас трудноватыми и чувствительными, - подчеркнул президент Беларуси во время встречи с вице-премьером российского правительства Игорем Шуваловым.
Экономист Сергей Чалый считает самой важной фразой в высказывании президента заявление Александра Лукашенко о том, что официальный Минск, в принципе, не против построения союзов.
- Это высказывание нужно понимать так, что не белорусское руководство является могильщиком Таможенного союза, что оно бы с радостью в этом поучаствовало, если бы не устраивались изъятия и исключения из режима Таможенного союза, - говорит Сергей Чалый.
По его словам, никто, в том числе и в России, не ожидал, что документы в Санкт-Петербурге придется подписывать без Беларуси.
- До последнего момента там ожидали белорусского премьера Сидорского, и еще за день прозвучали заявления по поводу возможности продажи "Белтрансгаза", Мозырского НПЗ, - напоминает экономист.
Сергей Чалый не верит в возможность существования Таможенного союза между Казахстаном и Россией.
- Что такое Таможенный союз России с Казахстаном в ситуации, когда существует Союзное государство России и Беларуси, когда существует соглашение о свободной торговле, когда есть соглашение от 1995 года между Беларусью и Россией без Казахстана? – задается вопросом эксперт "Завтра твоей страны". - Это значит, что России с Беларусью нужно устанавливать полноценную границу? Тут возникают совершенно непреодолимые вопросы.
Как отмечает политолог Александр Класковский, ситуация запуталась до такой степени, что можно только гадать о том, что происходило за кулисами переговоров Александра Лукашенко и Игоря Шувалова.
- По крайней мере, уже сам факт визита Шувалова, который и не скрывал, что послан высшим российским руководством, чтобы утрясти спорные вопросы, показывает, что Москва все-таки заинтересована спасти этот проект, который она называет геополитическим, и поэтому на какие-то определенные уступки она пойдет, - отмечает эксперт "Завтра твоей страны".
По его словам, речь идет о том, насколько Москва готова ублажать белорусскую сторону за согласие продолжить ее участие в этом проекте. Целиком и полностью на условия официального Минска российское руководство не пойдет, в том числе из имиджевых соображений.
- И чисто экономически идти на эти условия и давать 20 миллионов тонн беспошлинной нефти или газ по ценам смоленского пояса означало бы миллиарды долларов потерь, а в российской власти находятся люди, которые привыкли считать деньги и получать выгоду "здесь и сейчас", - отмечает политолог.
Что касается списка уступок с обеих сторон, то, как полагает Александр Класковский, будет рассматриваться комплекс вопросов.
- Не случайно на днях белорусская сторона ратифицировала соглашение о КСОР ОДКБ, не случайно Лукашенко, выступая перед студентами в Могилеве, заявил о готовности продать контрольные пакеты "Белтрансгаза" и НПЗ. То есть с обеих сторон что-то выставляется на торги, - подчеркивает политолог. – Если говорить о Москве, то она уже уступила достаточно серьезно, согласившись не повышать с 1 июля пошлины на автомобили, что является болезненным для белорусской стороны вопросом. Так что поле для компромиссов остается.
По мнению Александра Класковского, по мере приближения президентских выборов в Беларуси возникает ситуация, когда "нужно подстелить соломки", обеспечить стабильность, возможности повышения жизненного уровня.
- У всех в голове сидит сакральная цифра в 500 долларов средней зарплаты, а для этого необходимо содействие Москвы, в том числе и экономическое. Сейчас Беларусь, например, платит 150 долларов за тысячу кубометров газа, набегает белорусский долг Газпрому, который рано или поздно придется возвращать. Но для власти главное - продержаться до выборов без экономических, торговых и других войн с Москвой, - отмечает аналитик. – Москва это прекрасно понимает и старается "ковать железо, пока горячо", именно поэтому у этих переговоров и может быть закулисная часть, о которой пока ничего не знает широкая публика.