На какие компромиссы в Таможенном союзе может пойти Беларусь?
Несмотря на заверения обеих переговаривающихся сторон о возможности обнаружения взаимоприемлемого решения, вчера в Минске оно озвучено не было.
Как заявил Александр Лукашенко: «Единственное, мы хотели бы, чтобы все было прилично и чтобы любые наши отношения, в двустороннем, трехстороннем, многостороннем формате, были основаны на равноправии и уважении. Если мы это будем видеть, то пойдем на любые компромиссы, любые уступки, которые, может быть, на какой-то промежуток времени будут и трудноваты, и чувствительны для нас. Но если даже нам где-то будет выгодно, но мы увидим притеснение наших интересов и неуважение как к государству, так и нашему народу, то мы на это, конечно, не пойдем».
В свою очередь Игорь Шувалов заявил, что «российский народ и руководство относятся с огромным уважением к белорусскому руководству и белорусскому народу и любые вопросы обсуждаются с точки зрения взаимных интересов».
Однако если обмен любезностями оказался доступен журналистам, то конкретика переговоров так и осталась неизвестной. Какой же компромисс может быть найден по чувствительным для Беларуси позициям?
На взгляд директора Центра проблем европейской интеграции Юрия Шевцова, Беларусь не готова отказываться от своей позиции по пошлинам на нефтепродукты. «По пошлинам на саму нефть еще могут быть споры. Но в следующем году Беларусь намерена получить транзитом через Украину 10 млн тонн венесуэльской нефти. Это говорит о том, что Беларусь не рассчитывает на отмену российских пошлин на нефть», – полагает Ю.Шевцов. Ведь, по его словам, если бы Беларусь реально рассчитывала, что сможет получить эти российские энергоресурсы беспошлинно, то о подобных поставках с Венесуэлой не договаривалась.
Вместе с тем, отмечает Юрий Шевцов, в белорусско-российских отношениях есть почва для компромисса. Но здесь все зависит от России, хотя и не верится, что Россия пойдет на уступки. Хотя в этом случае не Беларусь отделяется от России, а наоборот, уверен эксперт.
В то же время независимый экономист Михаил Залесский считает, что сейчас идет торговля за белорусский нефтяной оффшор между российскими олигархами и группой людей, которые контролируют экспорт белорусских нефтепродуктов в Европу. При этом Беларусь намерена оставить контроль над финансовыми потоками от данного экспорта за собой. Заверения же о дружбе между народами и стремлении к интеграции на фоне таких переговоров – не больше чем риторика. Безусловно, не исключена возможность затягивания поисков компромисса. Однако, по словам М.Залесского, следует учитывать, что в Беларуси грядут президентские выборы. Из-за этого, полагает эксперт, разменной монетой в торге скорее будут интересы небольшой группы влиятельных бизнесменов, нежели, к примеру, пошлины на автомобили. «Александр Лукашенко – прагматичный политик. Он не будет ставить под удар интересы сотен тысяч людей накануне выборов. Но россияне будут его доламывать, прижимать, пока он не согласится на их условия вхождения в Таможенный союз», – резюмировал Михаил Залесский.