Смотрите, кто ушел

Источник материала:  
27.05.2010 07:08 — Новости Политики

Затронув оказавшуюся на слуху тему гродненских областных начальников, невольно подводишь итоги. Дмитрий Арцименя: погиб от руки киллера в 1993-м. Семен Домаш: сначала «убран» с должности председателя облисполкома, затем -- областного совета -- в 1996-м. Теперь вот история Владимира Савченко…

1. Повышенные меры безопасности
Ну, вот: разрешилась затянувшаяся интрига -- кто же будет хозяйничать на Гродненщине после непонятной отставки Владимира Савченко, который куда-то на время пропал, и судьба его моментально обросла чудовищными слухами -- мол, нет в живых больше человека...
Лукашенко представил нового губернатора.
 
Город об этом долго еще будет вспоминать. Вокруг облисполкома нигде не проехать было свободно, не пройти. Движение на полдня парализовало чуть не по всему городу. Гродненцы неприятно удивлялись, они к такому не привыкли. У Савченко не имелось никакой охраны, никакой чрезвычайщины не создавал людям, а руководитель страны не посещал Гродно давным-давно. Раз как-то прилетал на вертолете, открыл за Неманом на окраине памятник советским пограничникам и был таков. Шесть лет почитай миновало. Теперь же на каждом шагу стояли люди в штатском. Милиции поступила команда --только без формы (кроме гаишников), «чтоб не бросаться в глаза», всех, ходила молва, отозвали из отпусков. Прохожие удивлялись: неужели в городе такая армия людей со спрятанными на время погонами? Рядом дежурили всякие спецназы, «альфы» и «омеги» и даже новенький вместительный автозак. Для кого, спрашивается?
 
Теперь в Гродно судачат -- назначение, тоже неожиданное, на должность председателя облисполкома вчерашнего министра сельского хозяйства и продовольствия Семена Шапиро -- это для него понижение в должности или что? Как понимать? Повышать урожаи здесь надобности нет, с этим все в порядке последние сто лет. Некоторые стремятся показать свою осведомленность и веско возражают -- министров много, а «губернаторов» -- нет, и самостоятельности поболей у них. 
 
2. Футбол и еврейские черепа
 
Все это и спорно и одновременно не лишено смысла. Однако приходит на мысль нечто менее рациональное, вообще говоря, достаточно эксцентричная, но вместе с тем укладывающаяся в рамки поступков нашей власти версия.
 
Ведь вот же Савченко, сам того не понимая, сумел поссориться с еврейскими организациями в международном масштабе. Напомню: когда началась перестройка стадиона «Неман», строители накопали людских черепов и костей, да вывезли их вместе с землей -- на подсыпку улиц или вообще куда подальше. Скандал! Ведь это же остатки захоронений на бывшем еврейском кладбище, на месте которого теперь футбол и хоккей. Последовали протесты, обращенные лично к Савченко -- прекратите глумиться над мертвыми! Остановите перестройку стадиона, верните землю кладбищенскую на место!
 
Для чиновника был холодный душ: он же надгробий не трогал, стадион на кладбище 45 лет как стоял уже. Очень уж хотелось человеку самое современное поле сделать и трибуны и все остальное, чтоб встречи международные проводить. Кстати, год назад как раз и приезжала команда Сан-Марино. Словом, кое-как конфликт удалось, хоть и не сразу, но замять. А теперь вместо Савченко в его кресле Шапиро, может власть надеется на соответствующие иностранные инвестиции? Кто знает -- что у нее на уме, чужая душа -- потемки. 
 
3. Судьба чиновников
 
Скажем прямо: Савченко -- не герой, но неприятно удивляет то, как с ним обошлась и сама власть, и общественное мнение. Все-таки он руководил областью почти десять лет, а его вдруг вычеркнули, чуть ли не вырезали лицо с групповых снимков. Я о недавней городской фотовыставке к 65-летию победы. Савченко ведь был кем-то вроде местного главнокомандующего -- на все военные праздники звучал на площади его голос и, естественно, возложение венков к городскому вечному огню без него и недавнего председателя облсовета Карпутя на первом плане никогда не обходилось. Но, о чудо, чья-то осторожная рука старательно прошлась по праздничным снимкам, изымая Савченко и Карпутя. На выставочных фотоснимках только пару раз мелькнуло лицо сегодняшнего «мэра» Бориса Козелкова.
 
В независимых же опросах после отставки Савченко повторялось рефреном: он-де ничего хорошего для Гродно не сделал… Мол, Дубко, место которого он занял, был значительно лучше его, просто не сравнить. Слов нет, Дубко был внешне человечным, естественным, после него Савченко выглядел не лучшим образом: мрачный, с каким-то каменным, совсем неулыбчивым лицом. Но следует отметить, что как раз Дубко ничего для Гродно не сделал, ничего не построил, только отремонтировал улицу Свердлова, на которой возвел свой шикарный особняк (смотри на снимке). Спросите чиновников! К слову: это не помешало тогдашнему городскому голове Пашкевичу публично благодарить «губернатора» за обновленный на Свердлова асфальт.
 
Да, существует мнение, что пока руководил Дубко, в области не было нужных денег и команды сверху не поступало что-либо строить, а вот приход ему на смену Савченко совпал с переменами -- и денежки появились, и отмашку дали. Может быть и так. Но ведь чиновники говорили и о другом: Дубко ничего, кроме сельского хозяйства и баскетбола, которым он увлекался, по настоящему не интересовало. Ведь же любил он повторять на планерках: мы (в смысле труженики села, коим сам был еще недавно, до переезда в Гродно) вас всех кормим… 
 
4. Что сделал Савченко и что Дубко?
 
Возвращаясь к Савченко: знающие люди говорят -- никогда в городе не было столько сделано, сколько на пару Савченко и Антоненко -- председателем горисполкома, который заблаговременно решил поменять свое кресло на депутатское в Палате представителей, не дожидаясь большой чистки кадров. Примеры? Пожалуйста. Сделана автомобильная развязка с мостом через железную дорогу, перестроен, расширен Старый мост через Неман, построена улица Дубко, все это -- для улучшения автомобильного движения. В Старом городе в трех местах воссоздана так называемая Швейцарская долина, получилось одновременно место отдыха и привлекательный для туристов ландшафт… На улицах Советской и Ожешко впервые основательно укрепили старую польскую мостовую, тротуары выложили гранитом, поставили фонари. Да, некоторые патриоты кривятся: ведь исчезли с Советской полтора десятка бетонных бордюров с клеймом польского магистрата. Но вряд ли Савченко смотрел под ноги. Вина, естественно, проектировщиков, архитекторов, которые не сочли за ценность то, что ценили сами гродненцы.
 
Далее. Приходилось читать в последнее время, что-де при Дубко Гродненщина еще сохраняла некую автономность от центра, что одного его Лукашенко уважительно на «вы» называл. Это просто смешно. Дубко как раз очень боялся, что его могут заподозрить в некой самостоятельности. Он очень комплексовал, что в 1994 году опрометчиво осмелился попытаться составить конкуренцию Лукашенко на президентских выборах. И потом признавался, что жалеет об этом своем поступке, не уставая повторять: в стране должен быть только один политик, а мы тут, на местах, мол только для того, чтобы помогать ему. Хотя как человек, о чем говорят знавшие его, он понимал пагубность закручивания гаек, однако сам уже стал частью этого механизма.
 
Короче говоря, Дубко, не смотря, что был сенатором, считал: в стране есть место только для одного политика. Ничего удивительного. Ведь он всю жизнь мог бы провести в своем колхозе-гиганте «Прогресс», что рядом с Гродно -- в Вертелишках. Но нужен был «свой» назначенец в кресле председателя облисполкома, поэтому Семена Домаша, который пользовался большим авторитетом, вынудили уступить место для Дубко. Депутаты еще демократически избранного областного совета никак не давали добро на замену Домаша на Дубко, дважды упрямо голосовали ша. Вот когда, дорогие друзья, были похоронены приметы самостоятельности Гродненщины -- в декабре 1994 года. Когда на Домаша надавили, и он вынужден был сам попросить депутатов утвердить Дубко. Это я вам точно говорю, сам присутствовал на той достопамятной сессии.
 
Не хотелось бы, но ради справедливости стоит наверное напомнить: чуть позже Дубко с трибуны возмущенно говорил «о позорящих» область крупных деятелях парламента -- Шарецком, Домаше и Гируте, которые вздумали бунтовать. Напомню также, как Семена Домаша жестко, через суд начали выселять из дома, шансов у него было немного, но позже сменилось руководство области. И, кстати говоря, именно Савченко не побоялся поставить директором одного из заводов бывшего оппозиционного кандидата на президентских выборах 2001 года Домаша, у которого не имелось никакого заработка, который ушел из политики.
 
5. Нервы чиновников
 
Представляя в Гродно Семена Шапиро, насчет Владимира Савченко сказали буквально, что тот «очень болезненно реагировал на критику (не от президента, других), выживал нежелательных ему руководителей». Вот так. Кстати говоря, чиновники помнят, как в свою бытность Александр Дубко осуществил масштабную чистку не только среди руководителей исполкомов, но и в рядах председателей колхозов. И замены далеко не во всех случаях были удачными. Чиновники также вспоминают, что Дубко болезненно реагировал, когда дело доходило до критики в его адрес, не любил журналистов за их стремление до «остроты».
 
Спросите вертикальщиков, кои участвовали в еженедельных планерках у Владимира Савченко. Он вел себя обычно достаточно уравновешенно. Но, когда его вызывали в столицу, по приезде выражений, бывало, не выбирал, говорят они. Накачку получали председатели райисполкомов, они возвращались на места, ну и, естественно, как по воде расходились «круги». Савченко, заменив умершего Дубко, у которого не выдержало сердце, постепенно усвоил царящий в стране стиль руководства. Надо приказывать, надо давить. Один только пример. В Волковысском районе есть известный в области санаторий «Энергетик». Питание там неплохое, условия проживания тоже, но вот в остальном -- кроме как кормить в лесу комаров -- заняться больше нечем. А ведь через дорогу находится водохранилище… И пока Савченко не попал в тот «Энергетик» и не возмутился, никто пальцем не пошевелил, пускай отдыхающих комары доедают, мол. Теперь же основательно очищено дно, сделан длиннющий пляж, в Гродно такого нету, летом туда приезжает едва не половина района плюс отдыхающие из соседнего -- Мостовского. Хорошее дело сделал Савченко, пусть и не своими руками.
 
6. Покушение на «губернатора»?
 
Приятное впечатление произвело то, как Владимир Савченко рассыпал карты грубо сшитого дела о якобы подготовке покушения на его личность. Как порядочный человек Савченко пришел в суд и сказал: ничего не было, никаким терроризмом не пахло. А ведь как того ждали власти! А Савченко сказал: нет. Пусть это и не спасло Николая Автуховича, не спасло Владимира Осипенко, но думаю, им стало все-таки легче от того, что Савченко не дал сделать из них пусть неудавшихся, но -- террористов. Безусловно, это облегчило их участь.
 
Кстати говоря, Владимир Савченко жил в квартире, которая ранее принадлежала академику Юрию Островскому -- в доме вполне заурядном. Правда, эта квартира состоит из двух соседних. Насколько известно, в ней происходил ремонт и по всей вероятности будет жить Семен Шапиро.
 
7. Памятник Савченко
 
Да, Савченко, был далек от вопросов истории и культуры и вряд ли ценил, что жил среди частично сохранившейся исторической застройки. Не забудется блеф с его стороны, когда он публично пообещал, если не убрать с центральной площади танк с цифрой «200» на борту, то хотя бы снять его с высокого постамента. Хотя планом реконструкции площади предусматривалось «танк -- к танкам», отвезти его к городскому кургану славы в музей бронетанковой техники под открытым небом. Не исполнил, побоялся.
 
Однако Савченко дал отмашку на установку памятников историческим личностям -- королевским ботанику, а затем и -- архитектору. Жану Эммануэлю Жилиберу и Джузеппе Сакко. Правда, они не подписаны, считаются парковыми скульптурами. Зато Савченко оставил после себя в небе над зданием областной власти флаг с золотым зубром и королевской короной.
 
8. Улыбка на память
 
Вспоминается, как журналисты иронизировали, что, тогда еще новый областной начальник, Савченко не ведает улыбки, что этот чуть ли не его физический недостаток. И правда, он даже признавался фотокорам, когда просили его все-таки попробовать улыбнуться, что у него, к сожалению, не получится. Будем считать, что человек на новой должности поначалу просто не мог никак расслабиться. Ведь потом он же научился улыбаться, и стал неплохо получаться на снимках, преодолел себя, скажем.
 
В Гродно сегодня рассказывают как будто анекдот, который звучит как сущая правда. Про Савченко и известного крупного начальника. Так вот: когда Савченко узнал о своей отставке, то взял бутылку коньяка и зашел в кабинет к тому. Давай, мол, на прощание… Тот лихорадочно решал, как отказаться и придумал -- а я на рабочем месте в рот не беру! И вскоре после этого, друзья мои, трезвенник пропал, а вот Савченко в городе видели. Приезжал, рассказывали, с горечью про распущенные о себе слухи говорил -- мол, «и повесили, и расстреляли одновременно».
 
9. Опасная должность
 
Знаете, затронув тему гродненских областных начальников, невольно подводишь итоги. Дмитрий Арцименя: погиб от руки киллера в 1993-м. Семен Домаш: сначала «убран» с должности председателя облисполкома, затем -- областного совета -- в 1996-м. Работает директором завода. Александр Дубко: умер в 2001-м. Владимир Савченко: уволен, о нем распущены слухи, более пока ничего не известно. Аркадий Карпуть: пропал, считается, что находится в тюрьме КГБ. Как известно, именно губернатором в Гродно был когда-то и Столыпин, судьба его хорошо известна…

←Жалобы активистов Движения "За Свободу!" зарегистрированы в Комитете ООН

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика