Силицкий: У белорусов геополитический выбор абсолютно рационализирован

Источник материала:  
26.05.2010 10:43 — Новости Политики

Разделяют ли белорусы европейские ценности? Социологи выяснили, что последовательно толерантных людей в Беларуси всего 16%. Культура подозрительности к другим довольно характерна для белорусского общества. В первой половине 2010 года Белорусский институт стратегических исследований вместе с лабораторией НОВАК провели опрос на тему "Беларусь и мир: геополитический выбор и безопасность сквозь призму экономики и культуры". Один из руководителей лаборатории Виталий Силицкий пояснил «Еврорадио» суть полученных результатов.

- Какие выводы можно сделать из вашего исследования? Европейцы мы или нет? Будем двигаться в эту сторону или нет?

- Всегда на вопрос "надо стать другими" встает вопрос "а что нам за это будет?"

У нас похоже на то, что вариативность большая. При адекватном маркетинге и пропаганде, общество может согласиться как на одно, так и на другое. При таком раскладе решают элиты… Но элиты тоже ищут где им лучше. В этом они от народа не отличаются.

- Какие именно ценности вы определяли как европейские во время своего исследования? Какие из них мы принимаем, какие нет?

- Действительно, определение европейских ценностей - дело очень субъективное, тут много условностей. Это ли ценности, которых придерживается большинство европейцев? То ли это, что пропагандируют официальные элиты, или то, что находиться в подсознании простых людей? Кого считать европейцами - это только жители ЕС или русские и турки тоже?

По нашим данным 62% белорусов в той или иной степени выступают за криминальное преследование гомосексуалов. В Брюсселе, таких бы на порог не пустили, но насколько такая позиция соответствует мировоззрению тех же литовцев или поляков? Там гей-парады громят не милиционеры, а обычные граждане.

Поэтому, за основу мы взяли идеал европейской политкорректности, который задается брюссельским политическим дискурсом. Это уважение к культурной автономии, стилю жизни, праву принимать собственные решения и вести тот образ жизни, который нравится мне, вне зависимости от того, нравится ли он кому-то другому.

Мы задавали вопросы респондентам только по тому, что гарантируется нашим законом и Конституцией. У нас официально нет криминального преследования за гомосексуальность, за аборт. У нас разрешены межрасовые браки, церковь и Закон Божий отделены от государства.

В Беларуси человек может пользоваться своими политическими правами и свободами так, как он этого захочет. Гарантируется свобода самовыражения - запрет цензуры, свобода ведения частного бизнеса, которая как бы тоже гарантируется государством, свобода объединения в политические партии… Обо всем этом мы и спрашивали.
То есть, мы замеряли отношение людей к принципам и ценностям, которые у нас официально гарантированы. То ли дело, как они выполняются?

- И как люди относятся к ценностям, гарантированным государством?

По-разному. Чистых европейцев в культурном плане у нас около 16%. Это люди, которые не проявляют агрессии ни к кому - ни к приезжим, ни к гомосексуалам, ни к женщинам, которые делают аборты, ни к тем, кто вступает в браки с африканцами или азиатами…

Есть те, кто приближается - по культурному измерению более-менее пригодных к официальному брюссельскому дискурсу у нас около трети. По политическому измерению, там уже абсолютно другая картина. Тут толерантных людей вдвое больше. Уважение к правам и свободам человека у нас довольно распространено.

Поэтому, можно сказать, что политическая модернизация происходит в нашей стране намного быстрее, чем культурная.

В некоторых вещах, действительно, общественное мнение показывает позиции вовсе несовместимые с теми нормами приличия, которые приняты в сине-звездной Европе.

Но надо отметить, что не стоит автоматически идентифицировать то, что человек ответит вам на вопрос с тем, как он действует. Он, например, будет очень злостно отвечать на вопрос о гомосексуалах, но в частной жизни может никого не тронуть.

Мысли и действия - это все-таки разные вещи. Из морально и интеллектуально нетолерантных людей необязательно вырастают экстремисты, которые хватают бейсбольную биту и идут бить арабов, геев или, как в Иране, забрасывать камнями женщин, которые делают аборты.

- Как именно происходили подсчеты - каждый показатель считали отдельно?

- Мы просто плюсовали. Человек, который ответил на пять вопросов, ни разу не поддержал репрессивные меры к другим, полностью соответствует европейскому типу политкорректности. Там, где большинство ответов нетолерантные - это уже полностью заносили в мракобесы.

- О чем говорит то, что белорусское общество в намного большей степени готово к принятию "политических" европейских ценностей, чем "культурных"? Это обычная ситуация? И "подтянется" ли культурное за политическим?

- Это очень трудно сказать. В политическом плане нетолерантные начинают побеждать где-то в возрасте около 55-60 лет, ведь молодежь понимает ценность политических прав и свобод. То есть, авторитарный тип политического мышления начинает побеждать только в самых старших категориях. А вот авторитарный тип культурного мышления уже набирает вес где-то на границе 30-летия.

То есть, культурный стереотип у нас начинает закладываться фактически с детства. И во взрослую жизнь человек выходит уже с ним. Это уже не объяснишь просто наследством коммунизма или чего-то… Традиционное патриархальное общество производит эти стереотипы. Разумеется, что люди с высшим образованием, молодежь, жители крупных городов более толерантны. Но культура подозрительности к другому, особенно к другому стилю жизни, у нас сохраняется. Для нашего общества она довольно характерна.

- Сравнивали ли вы нас с другими странами? Со странами Европы, например… Может мы даже более европейские, чем некоторые страны Европы?

- Это очень трудно определить, возможно, это следующий шаг, который мы будем делать. Вы задали дельный вопрос - без сравнения тут тяжело сказать… Как относились к тем самым геям англичане или немцы 40 лет назад, я вот не знаю.

В Британии, например, гомосексуализм был под запретом кажется до 1967 года, в Германии до 1993-го. В консервативно-католической Польши этот запрет сняли в 1932-м году, кстати. Во Франции все эти репрессивные меры отменила еще французская революция в XVIII века. Такой вот интересный опыт.

С другой стороны, официально, криминальную ответственность можно отменять сколько угодно, но общество все равно может оставаться против… Например, возьмем смертную казнь. В Европе общественное мнение на этот счет тоже неоднозначно. Там многие были против отмены смертной казни, но там референдумы не проводили и отменили решением парламента… И это пример, как евроценность, в общественном мнении Европы не принялась.

Мы этого вопроса не касались, потому что он из другой плоскости. Но тут я не думаю, что белорусы очень непохожи на другие европейские страны, особенно страны-соседки, где решение об отмене смертной казни было чисто политическим, его приняли элиты, которые не советовались с обществом. В той же Польше или Литве на референдуме отмена смертной казни никогда не прошла бы. Время от времени элиты не спрашивают у общества, и не всегда это плохо.

- Может ли  таким образом власть подтянуть общество к европейским ценностям?

- Если ей это выгодно. В плане смертной казни, нашему государству это пока невыгодно. И, безусловно, большинство в обществе - против отмены смертной казни, причем с большим отрывом.

- А наоборот - общество может подтянуть власти к европейскости?

- Это редко бывает, ведь все-таки правила игры задают элиты.

- Какие из традиционных белорусских ценностей самые европейские? В чем мы лучше всего, в чем хуже?

- А что такое традиционные белорусские ценности? В самооценке белорусского общества настолько распространено самолюбование и самовосхваление… Разумеется, что каждый кулик свое болото хвалит, но в последнее время это разрослось просто в какой-то синдром. Как не посмотришь на ответы, там повсюду "доброта", "толерантность", "гостеприимство" и т.д. Как будто это свойственно только нашим людям и никому другому. Белоруса трудно убедить в том, что европеец может быть гостеприимным, например.

В то же время, у белорусов очень позитивное отношение к европейцам в плане их трудолюбия. Трудолюбивый, старательный, аккуратный, усердный, но скряга - такой образ европейца сложился в общественном сознании белоруса, и он очень сильный.

В чем-то, с этим ассоциируют себя и белорусы.

Нам когда-то сказали, что мы русские, только с знаком качества. Вот мы и европейцы со знаком качества - потому что они трудолюбивые, но жадные, а россияне духовные, но ленивые. А мы - самые лучшие на этом пространстве. Этот образ культивируется и укрепляется очень слабой коммуникацией белорусов с внешним миром. У нас только около 10% людей регулярно ездят за границу, 80% - вообще никуда не выезжают.

- 37% белорусов проголосовали бы на референдуме за вход Беларуси в ЕС, а 33% - против. 37% - это очень много. Получается сторонники президента - за вход в ЕС?

- Абсолютно нет. Среди тех, кто выступает за вход Беларуси в Евросоюз, сторонников президента не более 15-20%. Причем лукашенковский и антилукашенковский электорат, в первую очередь, как раз отличается своим геополитическим выбором. Та часть однозначно смотрит на восток, а эта часть, отчасти, на запад. Это одна из очевидных линий разлома.

- Замеряли ли вы знание английского языка, как европейской ценности?

- Это не ценность. Знаете, как говорил Остап Бендер, автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения. Иностранный язык - это не ценность, а средство общения. У нас только около 5% людей владеют иностранными языками. 25% хотели бы выучить английский язык, но без привязки к каким-то практическим вещам - для карьеры, работы и т.д. Так, просто для интереса. А если для интереса, то и руки не доходят.

С точки зрения общения, у нас страшно немое общество. Особенно это заметно по молодежи.

- Для белоруса евроценность - это в первую очередь, права человека или какие-то преференции и льготы?

- Белорус смотрит на запад или на восток и ищет где лучше. Куда повернуться, чтобы была лучше зарплата, низкие цены, большая пенсия, лучшее медицинское обслуживание, чтобы за жилье меньше платить…

- То есть, какие-то материальные вещи?

- Естественно, у нас геополитический выбор абсолютно рационализирован. К абстрактным понятиям, каким-то идеям, концепциям и т.д белорусы относятся очень подозрительно. Это очень рациональный, приземленный стиль мышления.

87% тех, кто голосовал бы за Европейский союз, верят, что после присоединения к ЕС уровень жизни в Беларуси улучшится. Среди тех, кто голосовал бы против в то же самое верят 11%. Вот и вся разница. Люди по-разному оценивают свои материальные перспективы, в зависимости от возраста, социальной мобильности, квалификации и т.д.

←Некляевские миллионы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика