Артем Дубский: То, что творится в колониях, напоминает гетто
Вчера утром из могилевской исправительной колонии № 19 освободили активиста незарегистрированной организации "Молодой фронт" Артема Дубского. Политзаключенного на служебном автомобиле тайком вывезли из тюрьмы.
… Около половины восьмого утра из тюремных ворот выехала служебная машина. В ней были несколько охранников и парень, похожий на Артема. Подумалось, что, может, не он. Елене Дубской ведь обещали, что тайком вывозить сына не будут.
В восемь часов к тюрьме приехала мать, любимая девушка Артема - Татьяна, соратники по общественной деятельности и журналисты. Минут через десять Елене Дубской сообщили: "Сын на вокзале". Сотрудники колонии пояснили, что обычно заключенных не вывозят из колонии, но для ее сына сделали такую вот поблажку.
Как рассказал Артем Дубский, ему приказали быстро собираться на свободу сразу же после подъема. Пересмотрели его личные вещи. Выдали документы и семь тысяч рублей. Около половины восьмого посадили в служебную машину и привезли на железнодорожный вокзал. Тут Артем купил карточку и сообщил матери, где он.
"Очень необычно я себя чувствую. Как будто во сне. Немного разные жизни здесь и там. Растерянность чувствую. Две недели я себе отвожу на то, чтобы осмотреться, решить, с кем работать, как работать и по каким направлениям. Ближайшее время у меня будет очень напряженный график. Последнюю неделю я запоминал с полсотни телефонов, которые мне давали люди на зоне. Предстоит встретиться с их родными и близкими. Ведь то, что происходит в наших колониях, напоминает какое-то гетто. Есть о чем рассказывать и необходимо об этом говорить ".
Артем Дубский отбывал наказание в показательным секторе колонии. Туда, по его словам, водятся экскурсии в так называемые дни открытых дверей.
"Там очень" скромные "условия по сравнению с другими. В помещении, где я жил, на семьдесят квадратных метров было девяносто человек. При этом норма - два метра на человека. Нас должно было быть в три раза меньше. То, во что одеты зеки, то, как с ними обращаются сотрудники колонии, как они с ними разговаривают (третье слово через два нормальных - мат) ни в коем случае не исправляют человека, цель - просто сломать, чтобы люди тупо боялись ".
Выглядит Артем Дубский сильно похудевшим. Он признает, что кормили в колонии плохо. Похудел на восемь килограммов. За десять месяцев заключения Артему Дубскому вынесли шесть предупреждений. Один раз наказали двумя неделями штрафного изолятора.
Дубский - один из осужденных в так называемому "делу 14-ти" за участие в акциях протеста предпринимателей. В апреле 2008 года суд Центрального района Минска приговорил Артема Дубского, Андрея Кима, Михаила Пашкевича, Михаила Кривова, Владимира Сергеева, Антона Койпиша, Татьяну Тишкевич, Алеся Стрельцова, Алексея Бондаря и Александра Чернышева к ограничению свободы. Артем Дубский течение года отбывал заключение за нарушение порядка отбывания наказания.
Виновным он себя не признает, а свое заключение считает незаконным:
"Я виноват только перед своими близкими, потому что они думают, что я там страдал. Но на самом деле страдали они здесь, на свободе, за меня".