Что стоит за назначениями новых губернаторов?
Тем более что в последний раз укреплением вертикали в преддверии важнейшего события в политической жизни страны власть занималась в далеких 2000–2001 годах.
Полная смена региональной вертикали, последовавшая после победы Лукашенко на выборах 1994 года, и превентивная зачистка в губерниях перед самым тяжелым для него 2001 годом стали настолько эффективными, что, соответственно, в 1996-м и 2006 годах у Минска даже не возникало повода думать о возможности возникновения очагов нелояльности на местах.
Нельзя сказать, что бывшие губернаторы Владимир Савченко и Леонид Крупец в чем-то таком могли провиниться. За плечами Савченко, например, около 10 лет руководства областью (он возглавлял ее с 2001 года). Но, очевидно, что власти особенно сейчас, в условиях некоего реального или эфемерного российского давления, на местах нужны гарантии. И, в частности, ей нужны более сильные и преданные управленцы, которые могли бы гарантировать нужный результат. Не важно, в какой сфере – в политике, в экономике. В условиях предстоящих выборов это все взаимосвязано.
Если проанализировать всю историю взаимоотношений центра и регионов в период президентства Александра Лукашенко, то именно гарантия лояльности – главное, что требовала Администрация президента от региональных лидеров.
Сразу после президентских выборов 1994 года была проведена тотальная чистка региональной элиты, и ни один из кебичевских губернаторов не смог усидеть в своем кресле. В 1994 году ушли Николай Гринев (Могилевская область), Семен Домаш (Гродненская), Николай Войтенков (Гомельская), Альфонс Тишкевич (Минская), Владимир Кулаков (Витебская), Виктор Бурский (Брестская), в самом начале 1995 года в отставку был отправлен глава Минска Александр Герасименко.
Николаю Войтенкову, правда, доверие было оказано еще раз. В 1997–2001 году он снова возглавил Гомельскую область. Отметим, что дважды губернатором с прошлой недели стал и Борис Батура, который в 2000–2008 годах возглавлял Могилевскую область.
Региональные власти объективно оказались несколько в стороне от динамично развивавшихся событий 1996 года, когда депутаты Верховного Совета пытались организовать импичмент Александру Лукашенко. Но, с другой стороны, и проведенная накануне чистка дала результат – поддержки зачинщикам импичмента в регионах практически не было.
2000–2001 годы, как говорилось выше, стал самым ярким примером выстраивания отношений центра с местными властями. Накануне выборов усидели в своих креслах только Николай Домашкевич, правивший Минщиной железной рукой с 1998-го по 2007 год, и абсолютный рекордсмен по сроку нахождения в губернаторской должности витебчанин Владимир Андрейченко. У последнего стаж здесь составляет около 15 лет (с 1994-го по 2008 год). В 2000 году была осуществлена техническая замена: Владимира Ермошина, отправленного в премьерское кресло, в минской мэрии сменил Михаил Павлов. Также вместо умершего в начале 2001 года от сердечного приступа гродненца Александра Дубко у руля области встал В.Савченко.
В остальных регионах власти также постарались поставить проверенных людей. Недостаточно инициативного Михаила Дражина на Могилевщине сменил Борис Батура, в Гомельской области Александр Якобсон занял место Войтенкова, а верный сторонник Лукашенко Василий Долголев «подсидел» в Брестской области влиятельного Заломая.
С этих пор, можно сказать, у властей никогда не было необходимости серьезно тасовать губернаторские карты. Не делалось это и перед очередными президентскими выборами в 2006 году. Последовавшие позже замены губернаторов скорее носили плановый характер ротации кадров. Власти посчитали, что Домашкевич, Батура и Андрейченко засиделись, и предложили им другие должности: Домашкевичу – УДП, Батуре и Андрейченко – депутатство.
«Неплановой» оказалась болезнь Михаила Павлова, не позволившая ему оставаться во главе города. Тем, что ему просто заранее не подыскивали замены, и можно сегодня объяснить долгое отсутствие у Минска нового начальника. Хотя не исключено, что и.о. председателю Мингорисполкома Николаю Ладутько дадут проявить себя во время выборов.
Отметим, что за все нахождение у власти А.Лукашенко именно в Минске, а также в Витебской области было меньше всего начальников – по два. По три руководителя за этот период сменилось в Гродненской, Гомельской и Брестской областях, а чаще всего Администрации президента пришлось работать по кадровым вопросам в Минской и Могилевской областях, в каждой из которых уже было по четыре руководителя.