Бизнес настроен на результат
22.05.2010
—
Новости Политики
О готовности реализовать проекты, способные увязать два государства в экономическом плане в единое целое, заявил 20 мая А. Лукашенко на встрече с литовскими бизнесменами.Это громкое заявление пока не подкреплено даже первым шагом - до сих пор не подписано соглашение с Литвой о малом приграничном движении.
Прошлогодний визит А. Лукашенко в Вильнюс многие называли историческим. От него ждали как минимум подписания соглашения о безвизовом режиме для жителей 50-километровой пограничной зоны, что могло бы стать импульсом для активизации бизнес-сотрудничества стран-соседей.
Приграничного "потепления" все еще ждут.
Соглашение о малом приграничном движении предусматривает упрощенный порядок въезда на территории двух стран для жителей полосы шириной до 50 км вдоль границы Беларуси и Литвы. Согласно планам, разрешения должны стоить 20 EUR и будут выдаваться сроком на 5 лет.
Предполагалось, что в зону малого приграничного движения в Беларусь смогут въезжать примерно 800 тыс. граждан Литвы без виз на основании разрешения. В соответствии с этим порядком, около 600 тыс. белорусов смогут беспрепятственно въезжать в Литву. Таким образом, около 1,5 млн. человек, получив право на свободное перемещение, могли бы беспрепятственно реализовывать совместные проекты.
Литовская сторона полностью согласовала проект соглашения еще к 16 сентября 2009 года и готова была подписать его во время визита в Вильнюс А. Лукашенко. Но Минск оказался не готов.
В начале мая посол Литвы в Беларуси Эдминас Багдонас сообщил, что Беларусь недавно внесла в проект соглашения поправки, принципиально меняющие заложенные в нем подходы. Минск предложил включить в проект соглашения пункт об обязательной регистрации граждан Литвы на территории Беларуси. При этом белорусам в Литве такая регистрация не нужна. Белорусская сторона, по сути, открыла новый раунд переговоров и вновь отсрочила на неопределенный срок подписание документа.
"Без вашего личного участия, господин президент, обе стороны очень долго будут ходить вокруг да около", - сказал на встрече с А. Лукашенко президент Конфедерации промышленников, президент и генеральный директор концерна "Ахемос группе" и экс-премьер Литвы Бронисловас Лубис.
А. Лукашенко поручил Госпогранкомитету доложить о ситуации, связанной с подписанием этого документа. "Глава государства дал поручение Госпогранкомитету доложить ему подробности этой ситуации во избежание проволочек с принятием важного решения", - отмечает пресс-служба белорусского президента.
В связи с этим нелишним будет напомнить, что председатель Госпогранкомитета Беларуси Игорь Рачковский еще в сентябре 2009 года сказал журналистам, что белорусско-литовское соглашение о малом приграничном движении может быть подписано до конца 2009 года. "Вопрос подписания носит технический характер, и я надеюсь, что он будет решен если не в течение месяца, то до конца года. Все полномочия есть", - сказал И. Рачковский.
Вероятно, что-то не сложилось с решением "технических" вопросов. Надо полагать, что у президента достаточно полномочий, чтобы на этот раз подписание взаимовыгодного для двух стран документа вновь не было отложено на неопределенный срок.
Новые литовские инициативы.
Встреча литовских бизнесменов с А. Лукашенко вместо положенного часа затянулась на 2,5 часа. Бизнес постарался использовать ее для того, чтобы озвучить новые предложения белорусской стороне, а также обозначить проблемы в продвижении существующих проектов.
Реплика одного из литовских бизнесменов настроила всех, в том числе и белорусского президента, на благожелательный тон разговора. Бизнесмен рассказал, что на вопрос литовского коллеги, стоит ли сейчас вкладывать деньги в проекты в Беларуси, он ответил так: "Пока на площади стоит Ленин, - не стоит. Но когда его не станет, боюсь, будет уже поздно".
Похоже, что в отношении бизнеса в Беларуси литовские компании руководствуются именно таким подходом.
Известный в Литве бизнесмен Б. Лубис предложил белорусской стороне взять в долгосрочную аренду терминал в Клайпедском морском порту.
"Мы планируем в следующем году, если будет желание, сдать в долгосрочную аренду огромный терминал, которым руководила бы сама белорусская сторона - "Беларуськалий" или Белорусская калийная компания", - сказал он.
По его словам, недавно белорусский премьер Сергей Сидорский посетил Клайпедский порт и детально ознакомился с портовой инфраструктурой, в том числе с потенциальным терминалом для "Беларуськалия".
Президент ассоциации предприятий "Сенукай" Аугустинас Ракаускас и президент ЗАО "Жаболис партнерс" Альвидас Жаболис рассказали о готовности литовских фирм заниматься строительством в крупных городах Беларуси. Но, как было отмечено, "в этой сфере существуют некоторые бюрократические препоны в процессе выделения земли под строительство".
"Мы не торговцы, которые хотят просто что-то привезти и продать. Мы очень хотим, чтобы между нашими странами развивалась обоюдная торговля", - подчеркнул А. Ракаускас.
Председатель правления ЗАО "Вичюну группе" Висвалдас Матиешайтис рассказал о возможностях расширения экспорта морепродуктов в Беларусь, однако он сдерживается наличием у белорусской стороны специмпортеров.
А. Лукашенко и в этот раз заверил литовских бизнесменов, что такая ситуация будет устранена.
"Мы - среднеевропейские государства, нормальные, цивилизованные. Но забываем о том, что мы, будучи соседями, имеем общие интересы и менталитет. И порой ломимся в закрытые двери - то ли в Германию, то ли в Америку, или еще куда-нибудь, забывая о том, что мы друг с другом можем реализовать многие из тех проектов, которые мы хотели бы реализовать с какими-то крупными державами", - цитирует слова А. Лукашенко пресс-служба.
По завершении встречи литовская делегация в качестве сувенира преподнесла А. Лукашенко символический янтарный корабль. "Пусть это будет первым судном в белорусском флоте, который, я слышал, вы намерены создать в будущем. И я надеюсь, что этот флот будет регистрироваться в Клайпеде", - сказал Б. Лубис.
"Дружить капиталами" - по-прежнему мечта.
Бизнесмены хорошо понимают, что самая глубокая форма сотрудничества - это "дружить капиталами".
В частности, компании, работающие в Клайпедском порту, давно предлагают белорусским экспортерами выгодные формы сотрудничества, в том числе и через создание совместных предприятий.
Одно из таких предложений 6-8 лет назад белорусской стороне направила одна из стивидорных компаний порта - Klaipedos Smelte. Компания предлагала белорусам создать СП по строительству новых терминалов. При этом белорусам не нужно было вкладывать в проект даже доллара - предлагалось партнерство в СП взамен на груз.
Белорусская сторона ответила, что проект ей интересен, однако никаких конкретных шагов за этим не последовало.
Похожая история и с созданием национального морского торгового флота. Беларусь, продекларировав несколько лет назад желание его создать, так и застряла на этом этапе.
Продолжение темы см. на 7-й и 9-й страницах.
Прошлогодний визит А. Лукашенко в Вильнюс многие называли историческим. От него ждали как минимум подписания соглашения о безвизовом режиме для жителей 50-километровой пограничной зоны, что могло бы стать импульсом для активизации бизнес-сотрудничества стран-соседей.
Приграничного "потепления" все еще ждут.
Соглашение о малом приграничном движении предусматривает упрощенный порядок въезда на территории двух стран для жителей полосы шириной до 50 км вдоль границы Беларуси и Литвы. Согласно планам, разрешения должны стоить 20 EUR и будут выдаваться сроком на 5 лет.
Предполагалось, что в зону малого приграничного движения в Беларусь смогут въезжать примерно 800 тыс. граждан Литвы без виз на основании разрешения. В соответствии с этим порядком, около 600 тыс. белорусов смогут беспрепятственно въезжать в Литву. Таким образом, около 1,5 млн. человек, получив право на свободное перемещение, могли бы беспрепятственно реализовывать совместные проекты.
Литовская сторона полностью согласовала проект соглашения еще к 16 сентября 2009 года и готова была подписать его во время визита в Вильнюс А. Лукашенко. Но Минск оказался не готов.
В начале мая посол Литвы в Беларуси Эдминас Багдонас сообщил, что Беларусь недавно внесла в проект соглашения поправки, принципиально меняющие заложенные в нем подходы. Минск предложил включить в проект соглашения пункт об обязательной регистрации граждан Литвы на территории Беларуси. При этом белорусам в Литве такая регистрация не нужна. Белорусская сторона, по сути, открыла новый раунд переговоров и вновь отсрочила на неопределенный срок подписание документа.
"Без вашего личного участия, господин президент, обе стороны очень долго будут ходить вокруг да около", - сказал на встрече с А. Лукашенко президент Конфедерации промышленников, президент и генеральный директор концерна "Ахемос группе" и экс-премьер Литвы Бронисловас Лубис.
А. Лукашенко поручил Госпогранкомитету доложить о ситуации, связанной с подписанием этого документа. "Глава государства дал поручение Госпогранкомитету доложить ему подробности этой ситуации во избежание проволочек с принятием важного решения", - отмечает пресс-служба белорусского президента.
В связи с этим нелишним будет напомнить, что председатель Госпогранкомитета Беларуси Игорь Рачковский еще в сентябре 2009 года сказал журналистам, что белорусско-литовское соглашение о малом приграничном движении может быть подписано до конца 2009 года. "Вопрос подписания носит технический характер, и я надеюсь, что он будет решен если не в течение месяца, то до конца года. Все полномочия есть", - сказал И. Рачковский.
Вероятно, что-то не сложилось с решением "технических" вопросов. Надо полагать, что у президента достаточно полномочий, чтобы на этот раз подписание взаимовыгодного для двух стран документа вновь не было отложено на неопределенный срок.
Новые литовские инициативы.
Встреча литовских бизнесменов с А. Лукашенко вместо положенного часа затянулась на 2,5 часа. Бизнес постарался использовать ее для того, чтобы озвучить новые предложения белорусской стороне, а также обозначить проблемы в продвижении существующих проектов.
Реплика одного из литовских бизнесменов настроила всех, в том числе и белорусского президента, на благожелательный тон разговора. Бизнесмен рассказал, что на вопрос литовского коллеги, стоит ли сейчас вкладывать деньги в проекты в Беларуси, он ответил так: "Пока на площади стоит Ленин, - не стоит. Но когда его не станет, боюсь, будет уже поздно".
Похоже, что в отношении бизнеса в Беларуси литовские компании руководствуются именно таким подходом.
Известный в Литве бизнесмен Б. Лубис предложил белорусской стороне взять в долгосрочную аренду терминал в Клайпедском морском порту.
"Мы планируем в следующем году, если будет желание, сдать в долгосрочную аренду огромный терминал, которым руководила бы сама белорусская сторона - "Беларуськалий" или Белорусская калийная компания", - сказал он.
По его словам, недавно белорусский премьер Сергей Сидорский посетил Клайпедский порт и детально ознакомился с портовой инфраструктурой, в том числе с потенциальным терминалом для "Беларуськалия".
Президент ассоциации предприятий "Сенукай" Аугустинас Ракаускас и президент ЗАО "Жаболис партнерс" Альвидас Жаболис рассказали о готовности литовских фирм заниматься строительством в крупных городах Беларуси. Но, как было отмечено, "в этой сфере существуют некоторые бюрократические препоны в процессе выделения земли под строительство".
"Мы не торговцы, которые хотят просто что-то привезти и продать. Мы очень хотим, чтобы между нашими странами развивалась обоюдная торговля", - подчеркнул А. Ракаускас.
Председатель правления ЗАО "Вичюну группе" Висвалдас Матиешайтис рассказал о возможностях расширения экспорта морепродуктов в Беларусь, однако он сдерживается наличием у белорусской стороны специмпортеров.
А. Лукашенко и в этот раз заверил литовских бизнесменов, что такая ситуация будет устранена.
"Мы - среднеевропейские государства, нормальные, цивилизованные. Но забываем о том, что мы, будучи соседями, имеем общие интересы и менталитет. И порой ломимся в закрытые двери - то ли в Германию, то ли в Америку, или еще куда-нибудь, забывая о том, что мы друг с другом можем реализовать многие из тех проектов, которые мы хотели бы реализовать с какими-то крупными державами", - цитирует слова А. Лукашенко пресс-служба.
По завершении встречи литовская делегация в качестве сувенира преподнесла А. Лукашенко символический янтарный корабль. "Пусть это будет первым судном в белорусском флоте, который, я слышал, вы намерены создать в будущем. И я надеюсь, что этот флот будет регистрироваться в Клайпеде", - сказал Б. Лубис.
"Дружить капиталами" - по-прежнему мечта.
Бизнесмены хорошо понимают, что самая глубокая форма сотрудничества - это "дружить капиталами".
В частности, компании, работающие в Клайпедском порту, давно предлагают белорусским экспортерами выгодные формы сотрудничества, в том числе и через создание совместных предприятий.
Одно из таких предложений 6-8 лет назад белорусской стороне направила одна из стивидорных компаний порта - Klaipedos Smelte. Компания предлагала белорусам создать СП по строительству новых терминалов. При этом белорусам не нужно было вкладывать в проект даже доллара - предлагалось партнерство в СП взамен на груз.
Белорусская сторона ответила, что проект ей интересен, однако никаких конкретных шагов за этим не последовало.
Похожая история и с созданием национального морского торгового флота. Беларусь, продекларировав несколько лет назад желание его создать, так и застряла на этом этапе.
Продолжение темы см. на 7-й и 9-й страницах.