У белорусской власти наступил кадровый голод
Кадровые перестановки последних двух лет, образно обозначенные как перемещение вертикали по горизонтали, давали повод говорить о том, что резерв укрепления власти, ее качественного обновления фактически исчерпан. Подтверждением этой тенденции могут служить очередные назначения, произведенные президентом 20 мая.
Кто куда
Семен Шапиро освобожден от должности министра сельского хозяйства и продовольствия и назначен председателем Гродненского облисполкома.
Семен Шапиро | Михаил Русый |
Председатель Постоянной комиссии по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию Палаты представителей Михаил Русый назначен министром сельского хозяйства.
Председатель Совета Республики Национального собрания Борис Батура назначен председателем Минского облисполкома. Возглавлявший до этого Минщину Леонид Крупец освобожден от должности в связи с переходом на другую работу.
Борис Батура | Валерий Иванов | Леонид Крупец |
Вице-спикер Палаты представителей Валерий Иванов назначен первым заместителем председателя Минского облисполкома.
Почему сняли Шапиро и Крупца
Разобраться с губернатором Минской области и министром сельского хозяйства Александр Лукашенкопообещал еще месяц назад, когда в ходе поездки по регионам посещал Любанский район. Тогда с борта своего вертолета президент рассмотрел вопиющие факты бесхозяйственности и невыполнения его поручений. В апреле на полях лежала неубранная с прошлого года солома, тогда как Леонид Крупец ранее лично докладывал президенту, что 100% этого стратегически важного сырья пущено в дело.
«По губернатору разберемся и по министру тоже, а то губернатору врут, а он — мне. Этого не должно быть», — сказал Лукашенко.
В общем, чиновники, похоже, пали жертвами столь популярных в нашем сельском хозяйстве приписок.
В этой связи определенные вопросы вызывает назначение на должность министра сельского хозяйства Михаила Русого, уже руководившего этим ведомством в 2001-2003 годах и уволенного за схожие прегрешения.
Тогда, кстати, указ об освобождении от должности содержал мотивировочную часть, что бывает крайней редко и говорит об особом недовольстве президента. В июле 2003-го Михаила Русого сняли «за неисполнение поручений главы государства об обеспечении полной и своевременной выплаты заработной платы работникам агропромышленного комплекса республики и погашении задолженности перед населением и сельскохозяйственными организациями за сданную сельскохозяйственную продукцию, а также за фальсификацию отчетных данных по этим вопросам».
После отставки Русый недолго трудился в отделении посольства Беларуси в России в Санкт-Петербурге, после чего получил депутатский мандат и вот уже второй срок заседает в Палате представителей. В третьем созыве возглавлял комиссию по аграрным вопросам, в нынешнем — комиссию по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию.
Судя по всему, прошлые прегрешения чиновников президента особо не смущают. Даже наоборот, они прибавляют уверенности в том, что «амнистированный» чиновник теперь за президента костьми ляжет. Прощал Лукашенко и более серьезные проступки, чем манипуляции со статистикой. Вспомним хотя бы бывшего главу «Белнефтехима» Александра Боровского, осужденного на пять лет, но вскоре помилованного президентом, а через год назначенного руководителем Минского автозавода.
Вот и Семена Шапиро история с неубранной соломой задела только по касательной. Ведь перемещение с министерского кресла в губернаторское вряд ли можно считать понижением. Скорее, вторым шансом. Опыт и еще имеющийся управленческий потенциал Шапиро решено не консервировать, а использовать на проблемном направлении. После отставки Владимира Савченко«по состоянию здоровья» нового губернатора Гродненщины не могли найти четыре месяца. Областью в статусе исполняющего обязанности руководил первый зампред облисполкома Иван Жук. Но полностью отдать регион под его опеку центр не решился.
Возвращение Батуры
Будущее Леонида Крупца, не продержавшегося на посту губернатора Минщины и трех лет, пока туманно — с должности он снят с традиционной формулировкой «в связи с переводом на другую работу», что вовсе не гарантирует чиновнику светлое будущее.
А вот возвращение на большую управленческую орбиту Бориса Батуры симптоматично. Батура восемь лет руководил Могилевской областью и в возрасте 61 года был от этой работы освобожден, получив пост спикера в новом созыве Совета Республики. Обычно, когда чиновник в летах с большой должности переходит в парламент, это означает закат его карьеры.
Зачем же президенту понадобилось выдергивать уже казалось списанного с корабля чиновника-пенсионера из тихого парламентского болота? К тому же в помощь ему в качестве заместителя еще и привлекать из нижней палаты парламента вице-спикера Валерия Иванова. Ответ напрашивается сам собой — больше просто некого. Нынешние чиновники регионального уровня центральную власть, похоже, не устраивают, либо вызывают недоверие.
А это, во-первых, красноречиво говорит о скудости кадрового резерва. А во-вторых, вновь подтверждает огромный дефицит самостоятельности и белорусского правительства, и парламента, их техническую сущность, когда без особых последствий для системы в целом можно двигать личностями, как пешками на шахматной доске.
Дмитрий СЕРГЕЙЧИК