Превратится ли Беларусь в Северную Корею в центре Европы?
Источник материала: Фонд стратегической культуры
20.05.2010 09:26
—
Новости Политики
Многое говорит в пользу того, что в социально-экономической и общественно-политической жизни Беларусь превращается в своего рода аналог Северной Кореи в центре Европы. Такие тенденции стали ещё заметнее со вступлением страны в избирательную кампанию по выборам главы государства (выборы должны состояться в конце 2010 года).
Стремительными темпами растёт внешняя задолженность республики. Несколько дней назад А.Лукашенко подписал указ об увеличении порога госдолга с 9,5 до 12 млрд. долларов. Одновременно правительство приняло решение разместить на внешних рынках еврооблигации общей стоимостью 2 млрд. долларов, но из-за ухудшения мировой конъюнктуры (кризис евро) отложило реализацию этого плана до лучших времен.
Увеличивается затоваренность складов белорусских предприятий. В ряде отраслей складской запас составляет 3-4 месяца работы предприятий с полной загрузкой. Происходит потеря внешних рынков. Особенно большие риски для белорусской экономики несет потеря российского рынка. В настоящее время российские предприятия практически полностью освоили выпуск всей номенклатуры бытовой и компьютерной техники, производимой в Беларуси, причём цены на российские изделия ниже. Остаётся белорусский машиностроительный комплекс, но по мере модернизации российской экономики с участием западного капитала и западных технологий и этот рынок закроется. Перед крупнейшими белорусскими машиностроительными предприятиями, которые считаются флагманами национальной экономики, остро встаёт вопрос будущего.
Уже почти полгода в Беларуси снижаются пенсии (в долларовом эквиваленте). Рост зарплат заморожен. Инфляция много выше объявляемых правительством 10-12%: только рост стоимости бензина за первые месяцы текущего года превысил 25%. Растет стоимость продуктовой корзины (на фоне снижения стоимости продуктовой корзины в России после принятия там закона о торговле).
Золотовалютный запас Беларуси в настоящее время практически в два раза меньше суммы внешней задолженности. За год общая сумма задолженности республики выросла в два раза – с 11 до 22 млрд. долларов.
Белоруссия стоит перед угрозой потери значительной части транзита нефти через свою территорию по нефтепроводу «Дружба» в пользу нефтепровода БТС-2, а также снижения поставок российской нефти в республику с 22-24 млн. тонн в 2009 году до 6,5-10 млн. тонн в 2011-2012 гг. В 2010 году заканчивается льготный период поставок российского газа: согласно договорённостям с «Газпромом», в 2011 году республика должна будет перейти на среднеевропейскую формулу цены. В результате стоимость газа для Беларуси вырастет не менее чем на 40%. Для энергоемких предприятий и отраслей это катастрофично.
Разрыв сотрудничества с Россией в нефтегазовой сфере происходит на фоне явно авантюрных внешнеэкономических прожектов вроде поставок в Беларусь венесуэльской нефти. Еще недавно белорусские официальные лица заявляли, что в этом году объем поставок из Венесуэлы составит 4 млн. тонн, а в 2011-м – не менее 10 млн. тонн. То есть якобы заявленный объем поставок загрузит на год южный Мозырский НПЗ, куда венесуэльская нефть пойдет по трубопроводу Одесса - Броды (через Украину).
Однако на днях представитель Белоруской нефтяной компании (БНК) заявил, что объем поставок венесуэльской нефти составит 4 млн. тонн за следующие 12 месяцев. То есть реально за оставшиеся полгода Мозырский НПЗ переработает не более 2 млн. тонн. В месяц Мозырский НПЗ перерабатывает не более 250 тысяч тонн венесуэльской нефти. Если информация представителя БНК верна, то получается, что в следующем году Мозырский НПЗ сможет переработать не 10 млн. тонн нефти из Венесуэлы, а только 4 млн. тонн, что даст загрузку завода лишь на 30%.
Открываются и новые интересные детали этого проекта. Во-первых, рынок сбыта нефтепродуктов из венесуэльской нефти - исключительно украинский, речь о поставках нефтепродуктов из венесуэльской нефти в Европу не идет. Во-вторых, если Россия и Украина заключат соглашение об использовании трубопровода Броды - Одесса российской «Транснефтью», то вопрос о дешевизне доставки венесуэльской нефти до Беларуси по трубе отпадает. Доставка же такого объема нефти железнодорожным транспортом существенно дороже.
Пока положение спасается тем, что в 2010 году Беларусь еще продолжает дотироваться Россией на 3-5 млрд. долларов. В следующем году этого уже не будет. Начнет падать уровень жизни, что может привести к переносу неудовлетворенных экономических ожиданий в политическую плоскость.
И несколько цифр, показывающих состояние белорусской экономики в сравнении с российской.
По данным белорусского Минстата, Беларусь в январе-апреле 2010 года сократила производство грузовых автомобилей на 20,7% (после снижения производства на 49,2% в январе-апреле прошлого года до 3565 единиц). Складские запасы грузовиков на 1 мая составили 3045 штук, что в 3,4 раза превышает среднемесячный объем их производства. Выпуск автобусов снизился на 32,1% (после снижения на 22% за четыре первые месяца прошлого года) и составил 398 единиц. Складские запасы на 1 мая составили 250 автобусов, что в 2,5 раза превышает среднемесячное производство.
В то же время, по данным Росстата, в России производство легковых автомобилей выросло в январе-апреле 2010 года на 54,7% по сравнению с январем-апрелем 2009 года. За 4 месяца в РФ выпущено 283 тыс. шт. легковых автомобилей. В апреле по сравнению с апрелем 2009 года выпуск машин увеличился на 53,1%, по сравнению с мартом текущего года - на 10,2%. Производство автобусов за первые 4 месяца текущего года увеличилось на 21,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года - до 8,8 тыс. штук. Производство троллейбусов упало на 48,3%, или в 1,9 раза, и составило 106 шт. Грузовых автомобилей было произведено за 4 месяца 34,7 тыс. штук, что на 37,4% больше аналогичного показателя за январь - апрель 2009 года.
Вывод: рост белорусского машиностроения все эти годы шёл за счет открытого доступа на российский рынок белорусских товаров. Однако это имело место в рамках курса на интеграцию и построение Союзного государства. Не видя желания Минска выполнить волю белорусского народа о создании Союзного государства, дважды высказанную на референдумах 90-х годов, Москва временно поставила заслон на пути белорусских товаров на российский рынок. В результате белорусская промышленность (за неполные полтора года!) оказалась на грани банкротства. Ставка белорусского руководства на «экономический национализм» и «самодостаточность» себя не оправдала.
Перед президентскими выборами, которые, скорее всего, пройдут досрочно, в октябре - декабре 2010 года, Белоруссия вплотную подошла к дефолту. И перенос выборов только осложнит ситуацию.
Юрий БАРАНЧИК
Фонд стратегической культуры(оригинал новости)