Нет уз святее товарищества?
Нет уз святее товарищества?
О визите Дмитрия Медведева в Киев |
Дмитрий Медведев в Киеве с официальным визитом. С Виктором Януковичем, после того как тот стал президентом, он видится уже в седьмой раз. Мне кажется, что с предыдущим главой Украины Виктором Ющенко российский Президент за все время нахождения у власти столько раз не встречался. Причем, судя по признанию Медведева украинским журналистам, он сам ограничивал контакты и даже не стал посылать посла в Киев, потому что еще год тому «отношения были сведены к нулю, по сути, их не было». Значит, Дмитрий Анатольевич относится к тем людям, для которых определяющей является роль личности в истории. Вроде бы новых украинцев в Украине не появилось и у предприятий владельцы не изменились, но тогда с ними нельзя было сотрудничать, а теперь, получается, можно...
Немного смущает, что общественное мнение в России по поводу какой–то страны и народа меняется в зависимости от того, какие отношения сложились у кремлевского начальства с официальным Киевом. Еще недавно (если верить московским социологам) только треть россиян положительно относилась к Украине (хуже только к Грузии). Сегодня таких людей уже больше половины. Притом украинцы — что раньше, что теперь — в 9 случаях из 10 относятся к России «очень хорошо или в основном хорошо». После посещения Киева Дмитрием Медведевым, безусловно, любовь россиян к украинцам прибавит еще несколько процентных пунктов. Обычно строгий российский Президент тут растроганно вспомнил свою бабушку из Белгородской области, которая разговаривала на суржике, — т.е. была, надо понимать, не чужда великому украинскому языку. Это, конечно, не легендарный пример, «в огороде бузина, а в Киеве дядька», но тоже кое–что...
Москва и Киев, несомненно, переживают сегодня явный ренессанс отношений. Вопрос, насколько это серьезно? Или харьковские договоренности Медведева и Януковича, когда Россия обменяла газ на Черноморский флот, — это был пик, выше которого уже быть ничего не может? Достичь его на самом деле было довольно легко — хотя впечатлительные националисты — поклонники Тимошенко и Ющенко думают по–другому, но Украина ничего не потеряла (как оказалось, даже поддержки Евросоюза и США), а приобрела более или менее сбалансированный бюджет и избежала греческого сценария. Участники нынешних переговоров заранее предупредили, что подобных громких сенсаций не планируется.
Для Москвы следующим логичным шагом является получение контроля над украинской газотранспортной системой. Однако Киев ясно дал понять, что не согласится на поглощение «Нафтогаза» «Газпромом». Обе компании в своих странах уже давно попали в разряд национального достояния. Но капитализация российского «достояния» в 16 раз выше, чем украинского, поэтому говорить при таких диспропорциях о равноправном слиянии не приходится. Конечно, президенты об этом будут говорить, но достичь компромисса здесь, наверное, будет трудно. Во всяком случае, гораздо сложнее, чем организовать вызов Юлии Тимошенко на допрос в генеральную прокуратуру аккурат к визиту дорогого российского гостя.
Контент, которым Москва хочет заполнить сотрудничество с Киевом, четко прописан в новой внешнеполитической доктрине, проект которой недавно появился в российской прессе. Перво–наперво — это «добиваться приобретения контрольных пакетов акций крупных украинских предприятий российскими инвесторами». При этом «обеспечивая непопадание российских предприятий в стратегических отраслях, в особенности в передовых отраслях промышленности — авиастроении, транспортной, ракетно–космической, энергетической и иных сферах, в технологическую зависимость от украинских контрагентов».
Отдельным пунктом стоит контроль за нефтепроводом Одесса — Броды. В свое время этот проект задумывался как альтернативный маршрут для доставки нефти в Восточную Европу в обход монопольного поставщика России. Трубу украинцы и поляки заполнить не смогли, поэтому россияне ее стали использовать в обратном направлении. Сегодня вроде бы возникли предпосылки, чтобы нефтепровод заработал так, как планировалось изначально. Но в том проекте концепции внешней политики, который просочился в СМИ, записано: «Поддерживать усилия российских нефтяных компаний, добивающихся использования нефтепровода Одесса — Броды в реверсном направлении, что ограничит доступ Украины к каспийской нефти».
Это намеренно можно комментировать по–разному. Полный простор для импровизации! Можно комментировать «прагматично», можно «романтично». Кому как нравится.
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО