Сергей Николюк: Важна не дата выборов, а ситуация в стране, которая будет во время их проведения
В последнее время все чаще начали заявлять о возможной дате президентских выборов. Тем временем, политолог Сергей Николюк говорит в интервью Euramost.org, что «сама дата – несущественна».
В соответствии с законодательством президентские выборы должны быть назначены не позднее чем за пять месяцев и проводятся в воскресенье не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего президента. Таким образом, крайний срок проведения президентских выборов - 6 февраля 2011 года.
"Конечно, выборы было бы удобнее провести до Нового года. Было бы иное настроение в обществе", - заявила председатель Центризбиркома Лидия Ермошина. Она не исключает проведения президентских выборов осенью 2010 года, о чем и заявила в интервью БелаПАН. Между тем, Александр Лукашенко в интервью агентству Рейтер высказался так: "Конкретную дату я не могу назвать. Мы еще об этом не думали: были другие проблемы, и время еще есть… Я склонен к тому, что они должны пройти в начале будущего года".
- На самом деле я не совсем понимаю, почему дата выборов так волнует людей, - говорит Сергей Николюк. - Пройдут они в этом году или в начале следующего… Что это меняет? На мой взгляд, сейчас важно другое. То, что сейчас в нашей стране начинаются очень большие процессы. Во-первых, в послании президента прозвучала существенная тема - программа модернизации. Другое дело, что власть пытается удержать модернизацию исключительно в экономических рамках. Насколько и как это будет получаться - тоже вопрос. Но впервые прозвучало о директиве N-4, и ее проект появился в Интернете. Достаточно прогрессивный документ. Это, если собрать всех белорусских либералов и сказать, чтобы они придумали что-либо подобное в либеральном плане. То есть, процесс либерализации уже начался и остановиться, наверное, не сможет. Потому что дармовые ресурсы у нас уже не появятся. И вот это является самым интересным. Потому что, если появился хотя бы проект, то это говорит о том, что во власти есть люди, которые его способны как минимум подготовить. Но очевидно есть и другие, которые будут этому противиться. И вот эти процессы, на мой взгляд, в ближайшее время и являются самыми главными. А когда пройдут выборы - это несущественно. Все будет зависеть от того, какая будет ситуация в стране на момент выборов, что сегодня предсказать очень сложно. Если будет такая же, как сейчас, то все пройдет по стандартному сценарию. А бодание власти и оппозиции в рамках нашей системы - это десятое дело.
- Получается, что обострение отношений с той же Россией - это и подталкивает нас к либерализации?
- Конечно. Еще во времена СССР планировали так называемые «косыгинские» реформы, а затем подорожала нефть. И потребность в этих реформах отпала. А перестройку что вызвало? Снова-таки падение цен на нефть. Есть же такое понятие, как «нефтяное проклятие». У Беларуси был нефтяной офшор, и потребности в реформах не было. Так что, с моей точки зрения, эти процессы и являются самыми важными. Если директива заработает, то практически за каждый шаг начнется борьба. Кто-то начнет терять, и вокруг этого может начаться процесс. В этой директиве важно то, что она готовилась при участии бизнес-сообщества. Вы можете себе представить, чтобы был подготовлен какой-то политический документ при участии оппозиции? А вот то, что с бизнес-сообществом начинают считаться, это уже показатель каких-то процессов. Другое дело, что реализация этих шагов по либерализации может дать обратный эффект.
- Например?
- Либеральная экономика требует рыночных институтов. А у нас же их нет. В результате будут разрушены одни принципы, но не возникнет новых. Но ведь Горбачев тоже не думал о последствиях, когда начинал перестройку. Он начинал потому, что не было выбора…