Лукашенко — Путину: какой я тебе партнер? Мы — братья
В такой ситуации Беларусь начала искать другие рынки этого сырья и нашла нефть в Венесуэле, начала перерабатывать ее на Мозырском НПЗ. «Опять это вызвало какое-то непонимание и возмущение у России, — сказал глава белорусского государства. — Если вас не устраивает венесуэльская нефть, давайте будем перерабатывать российскую. Но давайте будем считать, будет ли это выгодно стране или хотя бы Мозырскому НПЗ», — сказал Александр Лукашенко. Вот проблема, которую надо решить, и решить ее можно в один вечер, добавил он.
При этом глава государства сказал, что «никакой коррупции, никаких правонарушений, никакого жульничества с нефтью, нефтепродуктами на территории Беларуси никогда не было».
Александр Лукашенко коснулся темы участия России в приватизации белорусских предприятий, в том числе нефтехимического комплекса. «Хотите вы их приватизировать — давайте садиться за стол переговоров. Мы сегодня рыночники, мы часто слышим со слов Путина: рыночная экономика на рыночных принципах. Давайте договариваться, сколько это будет стоить. Нет, договариваться не хотим, давайте по балансовой стоимости», — процитировал президент позицию российской стороны.
«Я просто хочу получить ответы на простые вопросы. Если они будут внятными и понятными, то мы согласимся. Не думаю, что мы чего-то заоблачного требуем», — сказал глава государства.
При этом президент напомнил о введении Россией ограничительных мер на поставки белорусской продукции. «Зачем вы это делаете? Вы должны знать, что это ваши предприятия. И рубить в Беларуси финишное производство — это значит рубить сук, на котором сидишь», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Кроме того, в Беларуси размещаются две российские военные базы — в Вилейке и Барановичах, за которые Беларусь с России не берет ни копейки. «Более того, белорусская армия — оплот России на Западе», — подчеркнул президент. Он также напомнил о подписанном договоре с Россией о создании единой системы ПВО. «Я не в качестве упрека об этом говорю, я не хочу, чтобы вы подумали, что у Лукашенко что-то есть за пазухой антироссийское. Нет более пророссийского человека в Беларуси, чем президент. Я это доказываю 15 лет, у вас с Беларусью никогда не было проблем», — подчеркнул глава государства.
Он отметил: «Нас на Западе долбают и диктатором меня называют не потому, что я диктатор и кто-то боится Беларуси. Их беспокоит то, что мы здесь с Россией заодно. У России больше нет таких отношений ни с кем: ни в сфере военно-политической, ни в сфере экономической. Вот что их беспокоит. Только когда бьют того, кто впереди стоит, надо, чтобы сзади не пинали. Чтобы вы видели, что мне здесь нелегко приходится».
Александр Лукашенко также сказал, что в белорусско-российских отношениях не приемлет слово «партнер». «Как любит говорить Путин, прагматичные отношения партнеров. Я ему говорю — мы не партнеры. Какой я тебе партнер. Мы — один народ. Мы — братья. А партнеры — вон американцы, европейцы», — отметил президент.
По его словам, Россия не может потерять Беларусь. «Я это говорю вашему руководству в открытую. Этого не должно произойти. А если произойдет, то Россия никогда больше не найдет союзников не то, что на постсоветском пространстве, но и в мире», — сказал президент. «Мы должны быть вместе, я это твердо понимаю. Кривая бухгалтерия здесь ни к чему: кто кому сколько нефти поставляет, сколько природного газа», — заявил белорусский лидер.