«Восточное партнерство»: первый прошел

Источник материала:  
07.05.2010 09:17 — Новости Политики

 

В солнечный день 7 мая 2009 года в Праге прошел учредительный саммит политики Евросоюза «Восточное партнерство»: 6 стран-партнеров и 27 стран ЕС дружно засучили рукава для долгосрочного проекта содействия реформам, экономическому росту и энергетической безопасности.

«Восточное партнерство»: первый прошелОдин год для подобной политики — не показатель. Политикам требуется время для раскачки: расстановки приоритетов, написания программ, подпрограмм и проектов, поездок, переговоров, встреч экспертов. Даже бюджет на 2010 год — самый невысокий.

Год назад в Прагу белорусские представители от госструктур и оппозиции приехали по отдельности и очень активно проявили себя вне официальной программы, провели много встреч. Оппозиция почти неделю проводила пикеты и мероприятия в чешской столице, а белорусские власти приехали с багажом идей и проектов для сотрудничества.

Так и повелось. В течение года официальный Минск активней других стран-партнеров писал проекты и представил на рассмотрение Еврокомиссии около 20 совместных инициатив для получения финансирования. Белорусский третий сектор прочно закрепился на первых ролях в Форуме гражданского общества, добившись, в частности, повышения роли этой структуры. Оппозиция же почти попала в Евронест — парламентскую ассамблею «Восточного партнерства».

Но внутриполитического диалога, сотрудничества между всеми этими представителями белорусского народа по-прежнему нет, они только взаимодополняют друг друга, каждый решая свои задачи.

Президент Александр Лукашенко надеется, что участие в «Восточном партнерстве» даст Беларуси возможность сбалансировать свою внешнюю политику. 4 мая в интервью «Рейтер» он посетовал, что Минск ушел на Восток и, повернувшись к Вьетнаму, Китаю и России, отвернулся от Запада. Вместе с тем, разворота в западном направлении не будет, спиной к России мы не повернемся, заверил он.

Пока же Лукашенко констатирует, что Беларусь ожидала большей отдачи от сотрудничества с Западом, как и Запад — от Беларуси. Назвав отношения «процессом несбывшихся надежд», он подчеркнул, что не потерпит давления и не будет ломать конституционный строй страны и проводить «какую-то абсурдную политику», непонятную не только для белорусов, но и для западного общества.

Интерес официального Минска к европейской политике сугубо прагматичный: больше проектов, хороших и разных, больше средств под них. Белорусские чиновники торопят европейских коллег и партнеров: хватит рассуждать, пора работать. С самыми заинтересованными столицами — Вильнюсом и Киевом — белорусские власти готовятся реализовать проекты в области энергетики, транспорта, транзита, управления границами и общего исторического наследия. Речь шла об автокоридоре Клайпеда — Вильнюс — Минск — Киев, транспортном коридоре «Викинг», праздновании 600-летия Грюнвальдской битвы.

Не на последнем месте, конечно, переговоры об упрощении визового режима и возможности получения займов у европейских финансовых структур.

Но не все так просто. Во-первых, в силу ограниченных политических отношений между Беларусью и ЕС для Минска открыты только многосторонние программы, не двусторонние. А внешнеполитическая ситуация не добавляет оптимизма, что сотрудничество с ЕС расширится. Так, Варшава, один из инициаторов «Восточного партнерства», не рада конфликту с польским национальным меньшинством, избирательная кампания по выборам в местные советы не слишком воодушевила объединенную Европу, мы еще услышим оценку поправок в Избирательный кодекс и реакцию на приговор Николаю Автуховичу.

«Восточное партнерство» визуально и реально вывело Беларусь из международной изоляции. Этот шаг, решительный и выгодный как для Брюсселя, так и для Минска, пока имеет только направленность (навстречу друг другу), но пока никакого практического приложения. Эта политика ЕС существует как платформа, теоретическая возможность серьезной экономической интеграции, укрепления европейских стандартов и ценностей, стабильности и безопасности.

Не вызывает сомнений, что «Восточное партнерство» важно и нужно всем силам внутри Беларуси, пусть даже как пилотный проект. Необходимо учиться общаться, сотрудничать, делиться опытом и идти на уступки. Белорусские власти, как известно, не торопятся менять свои представления о международных ценностях, стандартах и социальных реформах. Но чтобы учиться на чужих ошибках и достижениях еще не придумали ничего лучше диалога.


Марина РАХЛЕЙ

←Андрей Санников: «На деле Автуховича режим сломает зубы»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика