Пролесковский: Не всегда и не у всех хватает духа печатать критические материалы

Источник материала:  
04.05.2010 15:52 — Новости Политики

Можно ли в связи с распространением говорить о скором завершении существования печатных СМИ? Как газетам, журналам не только не ослабить, но и укрепить свои позиции на медийном поле в современных условиях? Каким будет единый портал белорусских СМИ? Официальную точку зрения по этим и иным проблемам во время онлайн-конференции БелТА озвучил министр информации Олег Пролесковский.

- В Беларуси уже больше года действует новый Закон о СМИ. Одним из его требований было проведение перерегистрации СМИ в течение года. Как выглядит сегодня медийное поле Беларуси? Какие СМИ включены в Государственный реестр?
- В соответствии с Законом "О средствах массовой информации" 8 февраля 2010 г. завершена перерегистрация СМИ. Перерегистрация проводилась в уведомительном порядке: достаточно было представить в Министерство сведения, необходимые для включения в Государственный реестр средств массовой информации, и новое свидетельство о регистрации СМИ выдавалось заявителю в кратчайшие сроки. Государственная пошлина за перерегистрацию не взималась. Информация о проведении перерегистрации неоднократно озвучивалась Мининформом, размещалась на сайте министерства и через сообщения УП "БелТА".
На момент вступления в силу Закона о СМИ в стране насчитывалось 1305 печатных и 229 электронных средств массовой информации, а также 9 информационных агентств.
Если говорить об итогах, то перерегистрацию прошли 1075 печатных СМИ (362 государственных и 713 негосударственных), 212 электронных СМИ (154 государственных, 58 негосударственных), а также 6 информационных агентств.
Не представили документы на перерегистрацию в соответствии с требованиями законодательства 230 печатных и 17 электронных средств массовой информации, 3 информационных агентства.
По состоянию на 1 мая 2010 г. зарегистрировано 1281 печатное СМИ, 233 электронных СМИ, 8 информационных агентств (966 из них - негосударственные).
 
- Какое число зарубежных изданий и теле- и радиопрограмм распространяется в Беларуси?
- Сегодня у нас распространяется более 6 тыс. печатных средств массовой информации зарубежных государств, абсолютное большинство из которых - российские. В сетях кабельных операторов рестранслируется более 100 зарубежных телеканалов. Кроме того, телеканалы "РТР - Беларусь" и "НТВ - Беларусь" имеют совместное белорусско-российское наполнение.
Беларусь никогда не закрывала свое информационное пространство, мы стремимся к самому активному развитию международного информационного сотрудничества. 
- Современные СМИ невозможно представить без присутствия их во Всемирной сети. Все ли белорусские СМИ сегодня представлены в интернете?
- В интернете присутствуют все республиканские издания. Не скрою, ряд региональных СМИ еще не имеют своих интернет-ресурсов. При этом созданы электронные версии 93 из 136 региональных государственных общественно-политических газет.
К сожалению, нельзя говорить о высоком качестве всех существующих сайтов, однако на данном направлении Министерство ведет целенаправленную работу. В частности, организации, входящие в систему Министерства, должны будут создать свои сайты в соответствии с требованиями известного Указа № 60 главы государства либо приводить уже существующие веб-ресурсы в соответствие с ним.
- Как вы считаете, не вытеснят ли виртуальные СМИ печатные? Как газетам, журналам не только не ослабить, но и укрепить свои позиции на медийном поле?
- Очевидно, что интернет в Беларуси, как и во всем мире, развивается стремительными темпами. В то же время, газеты и журналы в их классической, печатной версии сегодня по-прежнему находят своего читателя.
Главные факторы укрепления позиций на информационном поле - качество и конкурентоспособность газет и журналов. 
Эффективная деятельность современных печатных СМИ невозможно без серьезного присутствия в сети Интернет. Сегодня число посетителей сайтов у многих изданий превышает количество читателей печатных версий. Естественно, что контент сайта и издания на бумажном носителе должны не дублировать, а органично дополнять друга, расширяя читательскую аудиторию.
- Как известно, Министерство информации активно прорабатывает вопрос о создании единого портала белорусских СМИ. В какие сроки планируется реализовать этот проект? Какова цель и задачи единого портала белорусских СМИ?
- Создание интернет-портала белорусских средств массовой информации продиктовано необходимостью решения следующих задач:
- обеспечение доведения официальной позиции белорусской стороны по ключевым направлениям внутренней и внешней политики;
- содействие популяризации белорусских средств массовой информации в сети Интернет;
- создание единых технических и иных рамок работы интернет-версий белорусских СМИ путем их объединения через агрегатор, расположенный на интернет-портале.
В качестве основных критериев эффективности работы портала рассматриваются:
- способность влиять на контент других сайтов и таким образом задавать публичную повестку дня в сети Интернет (что выражается в высоком индексе цитирования);
- прямое воздействие на максимально широкую аудиторию (что выражается в высокой посещаемости сайта).
Планируется, что интернет-портал будет включать следующие основные разделы:
- каталог белорусских СМИ с индивидуальными страницами каждого из них;
- агрегатор наиболее важных материалов белорусских СМИ;
- раздел "Аналитика" с собственным контентом;
- раздел "Конференции" с собственным контентом (включая аудио- и видеоматериалы);
- раздел "Блоги" с собственным контентом (колонка редактора, колонки приглашенных авторов);
- вспомогательные сервисы (поиск, календарь и др.).
В целях обеспечения экономической эффективности проекта на интернет-портале может размещаться реклама (с учетом особенностей редакторской политики).
При создании собственных материалов редакция интернет-портала будет свободно определять форму подачи материала.
Ключевыми источниками информации для интернет-портала будут являться:
- агентство "БелТА";
- интернет-сайты государственных органов и организаций;
- интернет-сайты государственных республиканских и региональных изданий;
- собственные и приглашенные авторы.
 
- Сколько негосударственных изданий сегодня распространяется в Беларуси? Насколько сильные игроки средства массовой информации Союзного государства на информационном поле?
- В стране зарегистрирована 651 газета, из которых 438 - негосударственные. Всего же печатных СМИ - это газеты, журналы, альманахи и многое другое - 1281. Из этого числа только 400 изданий - государственные. С электронными СМИ ситуация немного иная. Из 233 зарегистрированных теле- и радиопрограмм - 63 негосударственные и 164 государственные. Но если брать общую пропорцию, то абсолютное большинство СМИ в Беларуси все-таки относится к негосударственному сектору.
- Пострадали ли белорусские СМИ из-за мирового кризиса? Закрылись ли какие-то газеты, журналы из-за нехватки средств?
- Рынок есть рынок. Вот мы перерегистрировали СМИ, печатные издания в первую очередь, и недосчитались более полутысячи изданий. Из-за кризиса это или нет, точно сказать нельзя. Но ведь действительно, если негосударственное издание, то это бизнес. У нас перерегистрировались 1075 изданий, а было более 1,5 тыс. Что касается телеканалов, то практически изменений не произошло, по радио то же самое, а вот по печатным СМИ большое количество не перерегистрировалось. Многие сами не подали заявки. 230 печатных изданий и 17 электронных средств массовой информации при информагентстве не представили на перерегистрацию заявки.
- С информационными ведомствами какого числа стран Министерство информации Беларуси активно сотрудничает? Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых совместных проектах.
- Действительно, соглашений подписано много. Последнее - с Министерством информации Московской области. Конечно, в большей степени развивается сотрудничество со странами-соседями, в первую очередь с Россией, Украиной. Остальные соглашения носят рамочный характер.
Две недели назад был в Москве, встретился с министрами информации Москвы и Московской области, заместителем министра информации Российской Федерации. У нас есть интересные совместные проекты, над реализацией которых мы успешно работаем. В частности, продвигаем наши телеканалы, печатную продукцию. Спутниковый канал "Беларусь-ТВ" покрывает всю Россию. Недавно один из крупных кабельных операторов включил в свой пакет "Беларусь-ТВ", к нему подключено около 1 млн. домовладений Москвы. Это большая цифра.
Что касается российских телеканалов, печатных изданий, то они распространяются в Беларуси без всяких проблем. Наше информационное пространство полностью открыто.
- На ваш взгляд как министра информации, справляется ли сегодня белорусская пресса, как государственная, так и негосударственная, с одной из основных задач - подсказывать правительству, руководству страны те недостатки, ошибки, которые есть, те болевые точки, которые больше всего беспокоят граждан нашей страны?
- Однозначно сказать да или нет здесь очень сложно. Этот как раз та задача, которую ставит министерство перед всеми главными редакторами. Не всегда и не у всех хватает духа печатать критические материалы. Крупные республиканские издания более независимы, там можно найти больше объективной критической информации. Для региональных изданий, районных газет это проблема. Главный редактор порой просто боится подставить своего работодателя - председателя райисполкома. Если нет принципиальной позиции главного редактора и нет понимания у чиновника, что газета - это отражение действительности, это зеркало, тогда получаются, как я их называю, боевые листки - пустые, неинтересные газеты. В последнее время острых и горячих материалов стало и на телевидении, и в газетах больше. Это радует. Но недостаточно.
- Олег Витольдович, должен ли быть профессиональный моральный кодекс у журналиста? Ведь эта профессия по сути своей цинична... Насколько белорусская журналистика придерживается неписаных правил?
- В белорусских государственных и негосударственных СМИ, к счастью, откровенной чернухи нет. Министерство информации внимательно отслеживает ситуацию в рамках закона о СМИ. Моральный кодекс журналиста должен быть у каждого работника СМИ в душе и в голове, чтобы остановить "вылет" какой-нибудь "утки". Профессионализм заключается в том, чтобы не опускаться до подлости и чернухи. Журналистика - это прежде всего ответственность, не боюсь это повторить вновь. А кто переступает эту грань - на то есть законодательство. В этом случае суд решает, кто прав и кто виноват. Что касается разработки профессионального кодекса журналиста, то, может быть, это хорошая идея.
- Сегодня в Беларуси в интернет-пространстве работают блогеры, существует множество различных сайтов, и представители некоторых из этих интернет-ресурсов, не имеющих регистрации в качестве СМИ в Министерстве информации, просятся аккредитовать их при том или ином ведомстве. Какова ваша позиция?
- Прежде чем аккредитоваться, нужно зарегистрироваться как средство массовой информации, только тогда можно говорить: "Мы представители прессы, аккредитуйте". Такие вопросы у нас возникали. Вы помните, есть такая организация БАЖ, ее представители размахивали корочкой "Пресса", а являлись всего-навсего членами общественной организации, то есть они прессой не являются. Даже судебная практика существует (им в понятии "Пресса" было отказано).
Поэтому моя точка зрения: СМИ нужно регистрироваться в соответствии с законодательством. В законе о СМИ есть отсылочная норма о том, что регламентация деятельности электронных СМИ будет вестись в соответствии с постановлением о СМИ. В ближайшее время соответствующий проект постановления будет внесен в правительство. Там будет большая степень регламентации деятельности именно интернет-СМИ.
В целом же белорусские СМИ стремительно развивают свои интернет-сайты. Все республиканские издания представлены в интернете, ряд региональных СМИ еще не имеют своих интернет-ресурсов. Созданы электронные версии 93 из 136 региональных государственных общественно-политических газет. В этом полугодии все региональные газеты будут представлены в интернете. Другое дело, еще есть вопросы наполнения, дизайна.
- Не кажется ли вам, что действительно интересные новости - политические, экономические - существуют сейчас только на интернет-сайтах? В печатных СМИ осталась одна пропаганда, идеологически выверенные тексты, заметки о криминале и отчеты о посевной. Даже сами чиновники вынуждены учиться работать в интернете, чтобы представлять, о чем говорит и думает народ и что вообще происходит в стране. Если есть этому опровержение, назовите, пожалуйста, примеры. Какие газеты (передачи) дают новости в полном объеме и беспристрастно?
- Я так не считаю. Безусловно, развивается интернет, и, наверное, понятие "новость" действительно перекочевывает в интернет, на ленты информагентств. Другое дело - и мы видим это, и постоянно говорим с редакторами крупных газет и не только - газеты должны перестраивать свою работу в это стремительное время XXI века. Должно быть больше публицистики, больше аналитики. Это как раз то, чем грешат. Новостей в газетах достаточно, и они очень качественно и оперативно работают в этом плане. А более крупных форм недостаточно. И сейчас газеты будут постепенно идти, немного раздваиваясь: будет лента новостей (в первую очередь в интернете), а более крупные формы будут в газетах. Более того, данные по подписным тиражам радуют нас тем, что мы практически не снизили их даже в кризисное время. Мы приблизительно держимся на том же уровне, а по некоторым изданиям даже серьезно прибавляем.
 

←У посольства Польши в Беларуси будет новый глава

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика