Дело роста
Дело роста
В Послании народу и Парламенту Президент сделал акцент на необходимости повышения качества экономического развития при сохранении и даже увеличении темпов количественного роста. Что под этим понимается? Есть европейский и американский опыт, сформулирована китайская программа качественной модернизации и строительства экономики знаний. Франсуа Пьеро, известный французский экономист, в работе «Новая концепция развития» писал: «Экономический рост развитию не равен и не равен прогрессу. Рост — это увеличение масштабов, прогресс — это увеличение прибыли, развитие же касается структурных совершенствований». Одно из них — изменение экономической модели, переход от постиндустриальной экономики к экономике знаний.
Главное внимание текущей и предыдущих двух пятилеток в Беларуси уделялось высоким темпам экономического роста, вопрос качества пока оставался за кадром. Обеспечив за 14 лет приличный рост экономики — 7,2% в год, мы одновременно накопили и проблемы качественного развития. Во–первых, производительность труда росла медленнее зарплаты. Доля зарплаты достигла 45% ВВП, что стало одной из причин снижений рентабельности продукции. Во–вторых, снижение энергоемкости не могло происходить так же быстро, как Россия повышала нам цену на энергоносители. В–третьих, устаревшая система бухучета и запутанная система налогообложения. В–четвертых, модернизация и переход к экономике знаний осуществлялись больше административным путем, а не созданием стимулов рыночной и деловой активности. В–пятых, низкой оставалась норма сбережений населения. Только каждый 25–й рубль идет в депозиты, остальные — на потребление. Причем в значительной мере импортных товаров. В–шестых, потребление импорта к тому же стимулировалось валютными кредитами. Они отменены только полгода назад. В–седьмых, кредитование банками осуществлялось либо за счет депозитов других предприятий, либо за счет эмиссии, что вызывало повышенную высокую инфляцию и, следовательно, высокую цену денег. В–восьмых, высокая цена кредитов перекачивает ресурсы из реального сектора в банковский. В–девятых, если «оборотка» и зарплата заимствуются у банков, то образуется порочный круг работы на банк без стратегической перспективы.
Переломить все эти тенденции, совершить качественный рывок и приблизиться к европейскому качеству жизни населения — задача, поставленная Президентом на следующую пятилетку. Новые мировые вызовы и необходимость отстаивания суверенитета и независимости требуют, чтобы правительство незамедлительно перешло к решительным действиям. На мой взгляд, первое, что следует сделать, — это убрать из балансов госпредприятий накопившуюся и иногда скрытую под разными облигациями проблемную задолженность. Ее можно передать, например, создаваемому Агентству по приватизации и инвестициям, которое впоследствии, приватизируя очищенные от долгов предприятия, суммарно окажется в плюсе. Такой алгоритм «собственность в обмен на долги» был успешно применен в Китае.
Следует также разделить функции государства по регулированию рынков и функции государства как собственника своих предприятий. Вместо косметических упрощений процедур
бухучета имеет смысл пойти на одноразовый переход на международные правила и стандарты.
Думаю, строительству экономики знаний нужны внимание и субсидии правительства не меньше, чем сельскому хозяйству. Тогда Беларусь в мировой экономике знаний будет 30–й, а не 73–й и экспорт информационных технологий составит не 0,1% от мирового, а хотя бы 0,3%. Как экспорт транспортных услуг. Качественный прорыв может обеспечить современный кадровый потенциал. Аппарат министерств, ведомств, особенно методологический нужен компактный, состоящий из высокооплачиваемых специалистов с рыночным образованием. Предположу, что отучить от социалистических методов учета и контроля практически невозможно. Поэтому считаю, что проще набирать кадры по конкурсу из бизнеса и банков. Такая ротация создала бы новый управленческий взгляд на перспективу.
Автор публикации: Михаил КОВАЛЕВ