Официальный Минск не ждет аплодисментов от Европы
Евросоюз не устает повторять, что Беларуси необходимо двигаться навстречу демократическим выборам: обеспечить прозрачность процедуры регистрации кандидатов, формирования комиссий и подсчета голосов, обеспечить равные права претендентам от власти и оппозиции.
Первый избирательный тест после корректировки законодательства показал: властям слишком важен результат, чтобы работать над процессом. Сложно ожидать, что изменения на бумаге будут практически реализованы и на следующих выборах — президентских.
С одной стороны, советы не имеют широких полномочий и не воспринимаются белорусами как полноценные органы власти. Даже президент Александр Лукашенко заявил журналистам в день выборов, что советы вряд ли могут быть или считаться хозяевами в регионах.
Между тем по предварительным официальным данным избирательная кампания прошла успешно и при массовом участии граждан. Даже после отмены порога явки она составила 79,5%, причем, за пять дней досрочно проголосовали более 29% избирателей. Случаи нарушений во время голосования власти назвали единичными.
«Расти и расти до нас европейцам», — заявила глава Центризбиркома Лидия Ермошина. При этом, по ее словам, выборы не могут пройти стерильно. Она также исключила внесение дополнительных поправок в избирательное законодательство перед президентскими выборами по инициативе ЦИК.
Правозащитники и оппозиционные партии критикуют не только цифры, но и пути, которыми они были получены, заявляя о большом количестве нарушений. Эксперты и наблюдатели сходятся во мнении: сложно было ожидать, что избирательная кампания пройдет иначе.
Глава Партии БНФ Алексей Янукевич говорит, что изменения, внесенные под давлением Запада в Избирательный кодекс, были слишком незначительными, чтобы повлиять на практику проведения выборов в Беларуси.
«Никаких выборов в местные советы не было», — емко сказал сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец. По его словам, вся избирательная кампания прошла на фоне репрессий: было давление на оппозиционных кандидатов в депутаты, им безосновательно отказывали в регистрации, а в избирательные комиссии вошло минимальное количество независимых представителей.
Все было решено властями заранее, считает политик. Этим Северинец объясняет тот факт, что представители от оппозиции получили считанные мандаты, а в Мингорсовет не был избран ни один оппозиционер.
Правозащитник Алесь Беляцкий считает, что власти работают над большими цифрами «для поднятия самоуверенности». Уже сама не по-европейски высокая явка и процент проголосовавших досрочно показывают, что власти задействовали административный ресурс для организации и контроля всего процесса, говорит Беляцкий. Он отметил, что существенных изменений избирательная кампания не принесла и очередные президентские выборы, скорее всего, будут сильно критиковаться.
В свою очередь, лидер движения «За свободу» Александр Милинкевич призвал международное сообщество не признавать выборы, которые, по его словам, были сфальсифицированы.
Перед властями стояла задача пойти навстречу ожиданиям Запада — внести изменения, но при этом по сути ничего не изменить, и эта задача отлично решена, рассуждает политолог Юрий Чаусов.
Под влиянием внешних факторов белорусские власти вынуждены делать определенные шаги в области либерализации. Запад был очень рад, в частности, освобождению политзаключенных, ослаблению репрессий в отношении инакомыслящих, напоминает Чаусов. По сути, возможна некоторая либерализация и без изменения избирательного процесса, и белорусские власти предпочитают изменения, которые не ставят под угрозу их статус-кво.
«Выборы в советы показали, что официальный Минск идет на те уступки, которые не изменят главного: на выборах в Беларуси власть не меняется», — говорит Чаусов.
В свою очередь, обозреватель Роман Яковлевский отмечает, что Брюссель в очередной раз продемонстрировал бессилие и отсутствие единой внешней политики.
У ЕС нет единой внешнеполитической линии, говорит он. Хотя вступило в силу Лиссабонское соглашение, созданная дипломатическая служба в реальности не обладает заявленными полномочиями. Те, кому ЕС предъявляет претензии, успешно играют на разности подходов различных стран. Хорошо известно, отмечает обозреватель, что Париж, Рим, Берлин значительно менее жестко и принципиально относятся к развитию ситуации в Беларуси, чем ряд стран Восточной и Центральной Европы.
Изменения в Избирательный кодекс не были сущностными, поэтому не могли способствовать приближению белорусских выборов к стандартам ОБСЕ, отмечает Яковлевский. Кроме того, в Беларуси не работает местное самоуправление, главной в стране является исполнительная ветвь власти.
Избирательная кампания в очередной раз показала, что процедура сохранения власти и системы отработана до мелочей и закреплена. По словам обозревателя, изменений в правилах и практике проведения избирательной кампании на президентских выборах можно ожидать только под влиянием сильных внешних факторов. А эффективными рычагами давления на Беларусь сегодня обладает только Россия, считает эксперт.