КГБ ищет шенгенские визы
Комитет государственной безопасности разработал, похоже, новую схему преследования активистов оппозиции: их обвиняют в мошенничестве с визами Евросоюза.
Газета «Гродненская правда» в рубрике «Происшествия» разместила следующее объявление:
«Управлением КГБ по Гродненской области 15 апреля 2010 года возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.209 Уголовного кодекса Республики Беларусь (мошенничество) в отношении 27-летнего жителя г.Мосты З.
Основанием для возбуждения уголовного дела послужили заявления граждан и подтвержденные в ходе проверки факты о том, что З. неоднократно оказывал содействие в получении бесплатных шенгенских виз жителям Гродно и Мостов за крупное денежное вознаграждение. Граждане, пострадавшие в результате подобных мошеннических действий могут обращаться в УКГБ по Гродненской области по телефону...»
"Понятно, что речь идет о деле, возбужденного против активиста Движения «За свободу», кандидата в депутаты Алеся Зарембюка, которое стало поводом для проведения обысков уже у нескольких активистов того региона. Но если бы у КГБ на самом деле было столько уж «подтвержденных фактов», то подобное объявление просто не потребовалось бы. Блеф это. Вообще, я уже год слышу рассказы о том, что в Гродно ищут тех, кто помогает людям открывать Шенгенские визы. Сначала МЧСники, милиционеры, госслужащие через знакомых и приятелей просят, чтобы оппозиция, которая «дружит с посольствами», поспособствовала им самим или их родственникам. А потом, когда выясняется, что списки, например, участников какого-то семинара, для которых оформлялись визы, оказались в КГБ, льют крокодиловы слезы и рассказывают, что они благонадежны для власти, оформляли визы и ни сном, ни духом не ведали через кого… Меня в данном случае совершенно не интересует, кто помогал в оформлении виз. Если бы они брали деньги и не оформляли визы - вот это и было бы мошенничество. Меня интересует, почему списки из посольство попадают в КГБ?", - считает журналист Светлана Калинкина.
Очевидно, что спецслужбы нашли новый повод для атаки на оппозиционеров. Несколько месяцев назад в интернет стали вбрасывать информацию о том, что ряд лидеров БНФ испортили отношения с польскими властями якобы из-за спекуляций польскими визами. Никто не обратил на этот «слив» серьезного внимания, чекисты часто выдают «шедевры». Однако спецслужбам так понравилась собственная придумка, что они решили спецсказку сделать былью.
Зарембюк: Такого потока лжи еще не было
Мостовчанин Алесь Зарембюк из тех людей, которые всегда на виду. Алесь Зарембюк с 2003 года не пропустил ни одной избирательной кампании. И на нынешних выборах выдвинулся кандидатом сразу в два Совета: Мостовский районный и Гродненский областной. С этого момента он стал пользоваться повышенным вниманием белорусских спецслужб. УКГБ Гродненской области обвиняет оппозиционера в мошенничестве.
- Чего хотели от Вас чекисты?
− Я и сам по большому счёту до сих пор не понимаю, чего они хотят. Во время моего семичасового задержания на границе начальнику пограничной заставы показалось, что печать польского консула в Гродно на моей старой визе подделана. А потом таможенники изъяли у меня фотоаппарат для экспертизы в КГБ, а у моего однокурсника по магистратуре - ноутбук, также для экспертизы. А в УКГБ мне сказали, что проводят проверку «о поступивших заявлениях от граждан, о том, что я якобы содействовал им в получении виз». Не удивлюсь, если завтра чекисты обвинят меня в том, что я террорист или сотрудник американской разведки.
− УКГБ Гродненской области возбудило против вас уголовное дело по обвинению в мошенничестве. Якобы вы вошли к кому-то в доверие, одолжили определенные суммы - и не вернул.
− За мою общественную и политическую биографию всякое бывало, но такого потока лжи и такого давления я ещё не испытывал. Сложно сказать, что планируют товарищи из различных ведомств, служб и комитетов и что против меня готовят. Но бьют сильно. С одной стороны, КГБ из людей выбивает признания в абсурдных обвинениях, пытаясь сфабриковать против меня уголовное дело. С другой, безосновательно задерживают на границе, забирают для экспертизы в КГБ фотоаппарат, с третьей − чиновники распространяют слухи о том, что я чуть ли не владелец заводов, фабрик, пароходов (тут я бы засмеялся, если бы плакать не хотелось).
− Алесь, местные выборы - это не первая Ваша кампания. Вы упорно бьетесь головой, зная, что победы все равно не видать. Не надоело?
− Бывают моменты, устаю. Но собираюсь с духом, прошу у Бога сил и − вперёд, к цели. Ведь одна победа уже была. В 20 лет меня, в то время студента Гродненского государственного университета имени Я. Купалы, избрали депутатом Мостовского районного Совета депутатов. В 2003 за меня проголосовало 74,6 % избирателей. На местных выборах 2007-го такой успех повторить не удалось. По официальным данным, я проиграл всего два голоса кандидату от власти. Председатель и секретарь комиссии долго ходили вокруг да около избирательных бюллетеней, куда-то звонили, советовались. И через полчаса после подсчёта голосов объявили итоги голосования. Сфальсифицировали, и даже не позволили пересчитать избирательные бюллетени. Практика показывает: мало убедить избирателей в том, что ты достойный кандидат, нужно ещё проконтролировать подсчёт голосов и защитить результаты выборов. К сожалению, система фальсификаций итогов голосования давно отработана, поэтому победить практически нереально. Но прецеденты бывают.
− Вообще, нынешние выборы - странная штука. Это ведь первая кампания после корректировки Избирательного кодекса.
− Ничего не поменялось. Да, не надо заверять собранные подписи в исполкоме, утверждать текст листовки в избиркоме, вроде как и состав комиссий должен быть на треть сформирован из представителей общественных организаций и политических партий. Но всё это, к сожалению, «косметика», наложенная для Европы. На бумаге есть изменения, а в жизни их нет. Практика применения откорректированного избирательного законодательства совсем не изменилась. Только на примере моей избирательной кампании есть факты давления на тех, кто поставил свои подписи в мою поддержку, мы выдвигали своих представителей в состав избиркомов всех уровней, начиная с Гродненской областной и заканчивая участковой. Ни один из представителей не был включён в состав той или иной комиссии. Всё эти факты говорят о том, что власть пока не готова провести в Беларуси открытый и прозрачный избирательный процесс.
− Кстати, белорусская оппозиция опять подняла вопрос о необходимости менять Избирательный кодекс. Теперь уже требует пустить в комиссии представителей кандидатов и дать право участвовать в реальном подсчете голосов. Дадут?
− Добиваться изменений нужно. Хотя, думаю, в обозримой перспективе считать голоса реально никто не даст. На носу президентские выборы; если разрешить реальный подсчёт голосов, то действующий руководитель страны с первого тура не выиграет. Поэтому всё будет происходить по старому сценарию: запугивание, давление, использование админресурса, накат на интернет СМИ и пропаганда со всех государственных каналов информации.
− У Вас молодая жена, маленький ребенок. Не страшно - ведь действительно темной ночью (упаси Бог) могут придти за Вами? И вообще, как семья относится к Вашей политической деятельности?
− Небезопасно всё это. Да и жене надоела моя постоянная политическая и общественная занятость. Я очень понимаю её, но продолжаю борьбу. А вообще семья поддерживает меня и помогает мне во всём.
Справка "БП". Алесь Зарембюк, 27 лет. Родился в городе Мосты. Филолог, журналист. Работает корреспондентом газеты «Новы Час». Депутат Мостовского районного Совета депутатов 24 созыва. Член депутатской комиссии по социальным проблемам. Лидер Гродненской областной организации движения «За Свабоду». В данный момент учиться в магистратуре ЕГУ по программе «Публичная политика». Женат, сыну 3 года.