Богатые, потеснитесь
Богатые, потеснитесь
О саммите БРИК |
Центр политической жизни смещается, вы заметили? Экономический уже давно сместился в сторону Азии — особенно если мы имеем в виду не потребителей и владельцев многообразных бирж. Пока страны «большой восьмерки» натужно заполняют свою повестку дня, раздражаясь от претензий друг к другу и остальному миру, государства БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) думают, как бы успеть обсудить актуальные для них и остального мира вопросы.
БРИК — образование новое: первый саммит прошел в прошлом году в Екатеринбурге, нынешний в Бразилии — второй. В странах БРИК сегодня живет 42% населения земного шара, на эти государства приходится 14,6% мирового ВВП и 12,8% мировой торговли. Развивающаяся, несмотря на мировые катаклизмы, экономика — весомый аргумент, и чем сплоченнее эти страны в создании общей позиции, тем весомее звучат их аргументы и сильнее — голоса.
На первый взгляд БРИК — странное и, как полагали некоторые, не самое жизнеспособное образование. Мол, у этих стран много внутренних проблем (общий невысокий уровень жизни, большая разница между бедными и богатыми), у них едва ли найдутся общие ценности, даже общего языка и того нет. А вот у государств «большой восьмерки» или ЕС, которые долго были определяющими в мировой политике, есть все: и общий язык (английский), и общие ценности (демократические), и общая религия (христианство). Да уж, с «общностью» БРИК действительно не очень повезло: говорят на разных языках, конфессии тоже разные. Но, оказывается, разнообразие — и есть настоящая сила. К тому же такая «разность» естественным образом уводит от непоколебимой уверенности в правильности собственной точки зрения и учит слышать других. Все четыре страны живут с чувством гордости за свои достижения и при этом — что немаловажно — не стараются навязать другим свою точку зрения и ценности.
Главными темами прошедшего саммита стали проблемы мировые: глобальная экономика и финансовая ситуация, реформа международной финансовой системы, изменения климата и укрепление сотрудничества между четырьмя государствами.
Мировой кризис затормозил восходящее развитие четырех государств: положительную динамику роста ВВП в прошлом году продемонстрировали только Индия (7,2%) и Китай (8,7%). Что остро необходимо всем четырем странам прямо сейчас, так это новая экономическая стратегия. Для Бразилии и особенно России (у которой падение ВВП в прошлом году составило 7,9%) — как снова вернуться в фазу роста, для всех вместе — как отстаивать свои интересы в мировой экономике, где страны «большой восьмерки», кажется, застолбили за собой право на принятие важнейших решений. Правда, с высокой долей вероятности можно сказать: их время если и не ушло еще совсем, то уходит. Мировой кризис показал: восемь — слишком мало для принятия решений в интересах двух сотен государств. Новый формат — «большая двадцатка» — выглядит куда более представительно и справедливо (да–да, «справедливость» становится актуальным термином мировой политики и экономики). Во время кризиса больше всего пострадали как раз богатые страны, и на свой докризисный уровень потребления они выйдут еще не скоро. А это значит, что экспорт — основной мотор развития стран БРИК — нужно переориентировать. В частности, в Китае делают акцент на стимулирование внутреннего потребления, в БРИК в общем — на развитие торговли между собой. Богатым нет доверия.
В совместном коммюнике по итогам саммита страны БРИК призвали к немедленной реформе мировой финансовой системы, Международного валютного фонда и Всемирного банка. Эти две структуры должны учитывать интересы развивающихся стран и государств с бурно растущими экономиками (как раз таких, как БРИК). Реформа МВФ должна завершиться на саммите G20 (в котором примут участие все четыре страны) в ноябре этого года.
Одним из самых, на мой взгляд, интересных и далеко идущих итогов саммита БРИК может быть такой: на наших глазах рождается новый мировой порядок. Без единого центра, без высокомерной монополии на знание «что такое хорошо и что такое плохо» и без права одного сильного. Эти четыре государства обещают, что на всех многосторонних встречах будут отстаивать интересы G–172 — стран, не вошедших в «большую двадцатку». Это и есть многополярный мир, за создание которого ратует и наша страна.
По инициативе Председателя КНР Ху Цзиньтао, которую поддержали остальные, третий саммит БРИК пройдет в Китае.
Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ