Местные выборы для многих белорусов — скорее ритуал, чем проявление гражданской позиции
Нынешние выборы депутатов местных советов, которые пройдут 25 апреля, намерены проигнорировать более 37% респондентов.
Во время предыдущих кампаний выборов в советы, в 2002 и 2006 годах (сами выборы прошли в январе 2007 года), аналогичный показатель при опросах был ниже.
Динамика ответов на вопрос: "Собираетесь ли вы голосовать на выборах депутатов местных советов?", %
Вариант ответа 2002 год 2006 год 2010 год
Да 63,6 65,7 62,9
Нет 16,6 20,3 37,1
Затруднились ответить/не ответили 19,8 14,0 0
Среди причин нежелания самая распространенная — неверие в способность местных советов решать проблемы избирателей. Именно так объяснили свой отказ голосовать на выборах 18,2% опрошенных.
11,7% респондентов, не желающих идти на избирательные участки 25 апреля, заявили, что не верят в честность выборов.
10,9% опрошенных не собираются голосовать из-за недоверия к кандидатам, которые баллотируются по их округу.
Как показал опрос, уровень знания избирателей о кандидатах в депутаты невысок: более 76% респондентов ничего не знают о тех, кто собирается представлять их интересы в местных представительных органах.
Правда, отмечают в НИСЭПИ, следует учесть то, что опрос проводился до начала агитационной кампании. А значит, респонденты могли в лучшем случае получить скупую информацию о кандидатах от сборщиков подписей, которых было немного, так как большинство кандидатов выдвигались от трудовых коллективов.
Таким образом, как предполагают социологи, респонденты, отвечая на вопрос, знают ли кандидатов, скорее всего, "опирались на весь свой предшествующий опыт". Кроме того, участники опроса могли почерпнуть информацию из местных СМИ, поскольку большинство кандидатов являются руководителями местных госструктур — школ, больниц и т.д.
Распределение ответов на вопрос: "Знаете ли вы что-нибудь о кандидатах, которые баллотируются по вашему округу?" (возможно более одного ответа)
Вариант ответа %
Нет, ничего о них не знаю 76,5
Да, получил листовки кандидатов 12,4
Да, слышал выступления кандидатов по радио, ТВ, читал в газетах 8,0
Да, кандидаты приходили ко мне домой 3,9
Да, встречался с кандидатами на предвыборном собрании, митинге 2,0
Более чем на 10% увеличилось за последние четыре года число избирателей, которые вообще не знают, кто их депутат в совете. Социологи считают это "достаточно серьезным изменением".
Динамика ответов на вопрос: "Знаете ли вы, кто является депутатом местного совета от вашего округа?", %
Вариант ответа 2006 год 2010 год
Да, знаю 44,6 33,8
Нет, не знаю 50,9 62,3
Затруднились ответить/не ответили 4,5 3,9
Следует ли расценивать такую ситуацию "как результат целенаправленных усилий центральной власти, или это побочный продукт ее функционирования, однозначно ответить сложно", отмечается в комментарии НИСЭПИ.
Но если рассматривать местные советы как теоретически наиболее приближенное к народу структурное подразделение государства, можно с уверенностью утверждать: пропасть между государством и народом за последние годы только расширилась, делают вывод авторы исследования.
Об этом, кстати, свидетельствуют и ответы на вопрос о влиянии местных органов власти на жизнь людей.
Динамика ответов на вопрос: "В какой степени влияют на вашу жизнь местные (городские, районные, областные) советы и их депутаты?", %
Вариант ответа 2002 год 2006 год 2010 год
Влияют значительно 9,3 18,4 14,4
Влияют незначительно 34,7 37,1 36,2
Вообще не влияют 47,3 36,5 46,2
Затруднились ответить/не ответили 8,7 8,0 3,2
Комментируя полученные ответы, эксперты отмечают: "Не следует все валить на государство. В белорусском обществе отсутствует серьезный запрос на эффективную местную власть в европейском понимании".
По сложившейся многолетней традиции эффективной в Беларуси считается та власть, с которой можно договориться в индивидуальном порядке. "Четко прописанные властные полномочия чаще оказываются помехой, чем подспорьем при решении личных вопросов", — говорится в комментарии НИСЭПИ.
Этим, судя по всему, можно объяснить и увеличение числа тех, кто выступает против расширения полномочий местных советов.
Динамика ответов на вопрос: "Следует ли, на ваш взгляд, расширить полномочия местных советов?", %
Вариант ответа 2002 год 2006 год 2010 год
Да 26,1 34,0 25,9
Нет 51,6 43,8 58,0
Затруднились ответить/не ответили 22,3 22,2 16,1
Авторы исследования констатируют, что с конца 2002 года число противников расширения полномочий увеличилась на 6,4%, и примерно настолько же сократилось количество затруднившихся с ответом.
"Таким образом, все те, кто за последние годы смог сформировать свое мнение по вопросу расширения полномочий местных советов, высказались против их расширения", — резюмируют социологи.
Есть несколько причин, по которым местные выборы в Беларуси всегда носили более маргинальный характер, чем парламентские и президентские, и никогда не приводили к заметной мобилизации белорусского общества, отмечает эксперт Белорусского института стратегических исследований Денис Мельянцов.
"Во-первых, и электорат, и сами участники избирательного процесса прекрасно понимают, что местные органы представительной власти в Беларуси практически не влияют на политическую и хозяйственную жизнь регионов и страны в целом", — сказал эксперт в интервью БелаПАН.
Во-вторых, по его словам, власти никогда не стремились афишировать местные избирательные кампании и представлять их как некий состязательный процесс.
"Местные выборы всегда были скорее ритуалом, — говорит Мельянцов. — С одной стороны, большинство воспринимает их как атавизм, с другой — они вроде как нужны, поскольку предусмотрены политической структурой управления".
Политолог обращает внимание на то, что и политическая оппозиция не делает на местные выборы большой ставки.
"Был небольшой отрезок времени, когда некоторые политики считали, что в Беларуси можно повторить сербский сценарий (имеются в виду события 1996 года, когда сербская оппозиция удачно использовала местные выборы для борьбы против режима Милошевича. — И.Л.). Но в Беларуси такая надежда не оправдалась, и сегодня оппозиция не слишком заинтересована "закрыть" своими кандидатами избирательные участки", — заметил Мельянцов.
"Когда нет состязательности процесса, когда даже у политической оппозиции отсутствует интерес к избирательной кампании, откуда этому интересу взяться у избирателей?", — риторически спрашивает эксперт.
По его словам, традиционно высокая явка на местных выборах в Беларуси основана на двух факторах.
"Прежде всего, серьезную роль играет административный фактор. Избирателю прозрачно намекают: не придешь на выборы — будут неприятности", — отмечает эксперт.
"Плюс к этому всегда есть элемент заинтересованности простых граждан, — добавил он. — В день выборов на избирательные участки по традиции привозят дешевые продукты, устраивают шоу. Люди это воспринимают как своего рода праздник".
Таким образом, по мнению Мельянцова, смысл участия в местных выборах для многих белорусских избирателей состоит в том, чтобы засвидетельствовать свою лояльность властям, а заодно — приятно провести время.
Но это не имеет ничего общего с гражданской позицией и осмысленным участием в выборах, подчеркивает политолог, поскольку многие узнают информацию о своих кандидатах только в день посещения избирательного участка.
Справка
Национальный опрос общественного мнения был проведен НИСЭПИ в марте 2010 года методом face-to-face interview. Опрошены 1 521 человек в возрасте 18 лет и старше. Предельная ошибка репрезентативности не превышает 0,03.
Автор: Ирина Левшина, редактор информационной компании БелаПАН.