ВЫБОРЫ В МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ-2010
01.04.2010
—
Новости Политики
Выборы в местные Советы депутатов двадцать шестого созыва, которые пройдут в Беларуси 25 апреля, — важное общественно-политическое событие. Интерес к ним подогревается также за счет того, что выборы проходят по новым правилам, преимущества которых уже оценили представители общественных объединений и политических партий. Последние выдвинули вдвое больше кандидатов, чем на предыдущих выборах. Впервые за последние три избирательные кампании на один мандат претендуют 1,2 кандидата.
26 марта завершилась регистрация кандидатов в депутаты местных Советов и началась предвыборная агитация. Кто именно претендует на депутатские мандаты? Каковы запрещенные приемы агитационной борьбы? Кому и с какого числа можно будет проголосовать? На эти и другие вопросы посетителей сайта БЕЛТА ответила Лидия Михайловна Ермошина во время онлайн-конференции.
Максим, студент юрфака, Минск: — Судя по итогам регистрации, заявки всех партий по участию в выборах вы удовлетворили на 78-100%, кроме БНФ — у них зарегистрированы только 8,5%. Неужели они умышленно делают ошибки в документах, чтобы потом «козырять» отказом в регистрации?
— Во-первых, у меня не складывается такого ощущения. Многие ошибки допускаются из-за отсутствия опыта. Так, если партия долго не участвует в выборах, ее кадры деградируют. Умышленности здесь я не вижу. Что касается избирательных комиссий, то они у нас формировались на конкурентной основе. Был определенный конкурс. Поэтому органы, образующие комиссии, рассматривали кандидатуры с очень многих сторон. Партийность не является знаком качества, которая говорит о том, что член партии наиболее подготовлен, наиболее грамотен и наиболее честен. Выбор прежде всего делался в пользу тех лиц, которые имеют опыт организации и проведения выборов и обладают навыками работы в коллективе.
Корнилов Григорий Петрович, Боровляны: — Где больше всего желающих пробиться в Советы?
— В Минске и Могилевской области. В Могилевской области самый высокий конкурс среди кандидатов в сельские Советы. Там почти по 2 кандидата на место.
Булава Иван Васильевич, Гродно: — Кто следит, насколько правильно агитирует за себя кандидат? Какое наказание грозит за нарушение правил агитации?
— Избирательные комиссии, которые созданы на каждой территории. Но, опять-таки, у избирательной комиссии нет возможности ходить по пятам за кандидатом. Это все в основном проявляется с помощью тех сигналов, которые дают избиратели либо конкуренты. Вообще, лучший контролер — это конкурент либо его инициативная группа. Он всегда за этим следит.
У нас нет массовых нарушений закона. Нет оснований говорить о том, что они у нас бесконтрольные и что хотят, то и творят. В выборах участвуют в основном люди зрелые. Если кандидат совершит какое-либо нарушение в ходе предвыборной агитации, то все зависит от того, в чем оно состоит. Если он действительно злоупотреблял правом и нарушал статью 47 Избирательного кодекса, ему грозит отмена регистрации. В остальных случаях — сначала предупреждение, а если продолжаются нарушения, то за повторные нарушения со стороны кандидата или его доверенных лиц, опять-таки, может быть отмена регистрации.
Козлова Светлана Леонидовна, Брест: — Некоторые политики заявляли об отказе принимать дальнейшее участие в выборах. Они на самом деле сняли свои кандидатуры или это был только пиар?
— Никто не снимал свои кандидатуры и от участия пока не уклоняется. О бойкоте заявила одна политическая партия, но, тем не менее, все кандидаты от этой партии подали документы, выдвинулись. Более того, те, кому отказали в регистрации по тем или иным причинам, настойчиво добиваются восстановления своих прав.
Кузнецов Олег Михайлович, Солигорск: — Есть ли ограничения по поводу того, какую информацию можно размещать в агитационных листовках?
— Да, такие ограничения есть. Запреты на злоупотребление правом на предвыборную агитацию содержит статья 47 Избирательного кодекса Беларуси — это общие запрещающие нормы. Чего делать нельзя? Например, нельзя призывать к насильственному свержению конституционного строя, предвыборная агитация не должна содержать призывы к войне, сеять национальную, расовую, религиозную вражду и рознь. Это общие правила, которые распространяются и на средства массовой информации (закон о СМИ также содержит такие ограничения). Все остальное, даже если содержит критику (ее особенно боятся местные органы власти), не запрещено, если находится в рамках закона.
Тарасенко Е.П., Гомель: — В Интернете пишут, что к нам на выборы хотят приехать международные наблюдатели от Европарламента. А мы готовы их принять?
— Чтобы наблюдателей принять, их сначала нужно пригласить. Наша страна не приглашала международных наблюдателей, и поэтому говорить о готовности просто нет смысла. Что касается иных избирательных кампаний — выборы президента, парламентские выборы — на них всегда приглашаются международные наблюдатели, в том числе и от евроструктур. Наши обязательства по ОБСЕ говорят о том, что Беларусь обязуется приглашать международных наблюдателей на общереспубликанские избирательные кампании. Приглашать на местные выборы — наше право, не обязанность. Беларусь, наши ближние соседи, как правило, никогда не приглашают международных наблюдателей.
Единственные, кто у нас будут участвовать в наблюдении за выборами на краткосрочной основе, — это дипломаты, в том числе европейских государств, которые постоянно проживают и работают на территории нашей страны. Такая сложилась традиция. Кстати, это жест доброй воли, нашего доброго отношения к ним, потому что и этого мы могли бы не делать.
Владимир Лебедев, Минск: — 26 марта в Минске состоялись консультации, во время которых было объявлено о том, что оппозиционные партии и организации намерены выступить с совместным заявлением о недемократичности местных выборов. Каким образом, на ваш взгляд, такое заявление повлияет на избирательный процесс и его оценку со стороны международных структур?
— Наши политические партии очень малочисленны. Более того, по моим наблюдениям за выборами, большую популярность имеют беспартийные кандидаты. Это заявление или акция, если она состоится, рассчитана только на международные структуры. Просто эти политические партии направляют все силы, чтобы у Беларуси, прежде всего у госорганов, ни в коем случае не нормализовались, не улучшились отношения с евроструктурами и ОБСЕ. Это делается исключительно для этого.
Николай Глушко, Минск: — Мне 17 лет. Почему мне нельзя голосовать? Я что, меньше знаю про кандидатов или хуже оцениваю реальность, чем, например, моя 92-летняя прабабушка? Если дали паспорт в 16, значит и к голосованию надо допускать, разве не так?
— Я не могу вступать в эту дискуссию в силу того, что обязана действовать в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Она была принята на республиканском референдуме, и там четко сказано, что голосовать могут лица с 18 лет. Кстати, это распространенная международная практика.
Людмила Максимова, Борисов: — Можно ли будет голосовать «против всех»?
— Да.
Коноплина Екатерина, Волковыск: — Как регулируется агитация с использованием Интернета? Любой кандидат может выступать там, сколько захочет? Может и листовки по электронной почте рассылать?
— Листовка — это печатная рекламная продукция, материал должен быть отпечатан, в этом заложен смысл. Поэтому они раздаются либо на встречах или в других местах, либо разбрасываются в почтовые ящики, могут вывешиваться на стендах — их много в Минске. А каким образом их можно распространить через Интернет или электронную почту? Это уже будет электронное послание, а не листовка, ведь оно не будет содержать типографских данных (а любой печатный материал должен содержать сведения о тираже, типографии, номере заказа и др., они должны быть проверены). Вся иная продукция уже незаконна, не подлежит распространению на территории Беларуси. Что касается распространения кандидатом в депутаты через Интернет информации о себе, то Интернет не считается СМИ — по крайней мере, никаких ограничений нет. Возможно, он этим воспользуется, и, если вся его информация будет приличной, не будет содержать запрещенных пассажей, которые усилят экстремизм в обществе, никаких санкций, последствий это для него не повлечет.
Вишневский Владимир, Минск: — На этих выборах отменили обязательную явку. Не боитесь, что в некоторых районах вообще никто не придет голосовать?
— Нет, не боюсь. Такого никогда не бывает. Всегда есть часть населения, которая является достаточно активной и дисциплинированной. Эти граждане обязательно придут.
Валерий, Слоним: — Известно, что в некоторых регионах выборы будут безальтернативными. Какой смысл проводить там голосование, если оно и так будет состоявшимся (ведь поскольку явка отменена, если кандидат сам за себя проголосует, то выборы уже состоялись)?
— Нет, это не так. Чтобы состоялись выборы в местах, где баллотируется только один человек, нужно, чтобы за него проголосовали более половины пришедших на участки избирателей. То есть даже в случае безальтернативных выборов можно проголосовать против этого лица. Выборы всегда имеют смысл, поскольку это выявление общественного мнения. Только выборы дают основание считать власть легитимной.
Новиков Андрей, Слуцк: — А за чей счет меня, как избирателя, будут агитировать кандидаты?
— За счет государства. Эти выборы целиком бюджетные, поэтому государство каждому кандидату будет выделять определенную сумму на проведение предвыборной агитации. Она очень маленькая. В Слуцке, например, кандидат в депутаты районного Совета получит четыре базовые величины на изготовление листовок — это Br140 тыс. Кроме этого, ему дадут возможность выступить один раз на местном радио. Это не оплачивается никакими средствами, подразумевается, что государственные средства массовой информации и так должны давать такие возможности. Все остальное кандидат должен делать сам и бесплатно: ходить на встречи с избирателями, организовывать пикеты, встречи, обходить поквартирно и т.д.
Казакова Мария, Гродно: — Сколько себя помню, всю жизнь информация о выборах — это кумачово-красный стенд с белыми буквами. Может, пора проявить креатив и уйти от этого коммунистического наследия?
— Любой креатив требует дополнительных средств. Когда государство сможет себе это позволить и каким-то образом пустить дополнительные средства на разработку эскизов, интересного дизайна — ради бога, это очень хорошо.
Кстати, Центральная избирательная комиссия изготовила определенное количество бумажных плакатов, текстура которых выполнена в виде белорусского льна. Рисунок и дизайн плаката такие, будто это изготовлено на льняной салфетке. Поэтому сказать, что все кумачово-красно-белое, мы не можем.
Елена Прохорова, Минск: — Какой, на ваш взгляд, будет явка на избирательные участки?
— Мы никогда подобных прогнозов не делаем, поскольку они близки к социологическим. Есть определенные традиции. Так, на селе явка составляет почти 90%, в городах она ниже. Я уверена, что на избирательные участки выйдет не меньше 50% избирателей.
Татьяна Кувшинова, Минск: — Предлагаю разрешить в Минске использовать каналы местного телевидения кандидатам для общения с избирателями, поскольку радиоэфира явно недостаточно, чтобы люди могли осознанно делать выбор. Предполагается ли что-то менять в ближайшее время?
— Нет, не предполагается. Мы не вправе навязывать частным средствам массовой информации вести бесплатно предвыборную агитацию, предоставлять такие возможности. Однако если местные телеканалы, а они же все частные, это пожелают сделать, — пожалуйста. Но тогда они должны предоставить равные возможности для всех кандидатов. Естественно, бесплатно. Наше законодательство предусматривает только радийные возможности для местных кандидатов. Почему мы не предусматриваем больше? Исходя из того, что выборы местные, кандидаты в депутаты должны больше работать в личном качестве, а не полагаться на СМИ.