Экономический акцент. В Палате представителей Национального собрания Беларуси завершается подготовка к четвертой сессии. О том, какие законотворческие задачи будут решать парламентарии, в интервью “НГ” рассказал Председатель Палаты представителей Владими
— Владимир Павлович, предыдущая, осенняя сессия Палаты представителей запомнилась принятием ряда крупных законов, в том числе Особенной части Налогового кодекса, поправок в избирательное законодательство, пакета нормативных правовых актов о Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана. Есть ли сопоставимые документы в примерной программе весенней сессии?— Нам предстоит завершить правовое оформление статуса объектов государственной собственности и видов деятельности, исключительное право на которые имеет государство, внести востребованные жизнью коррективы в некоторые законы о приватизации государственного имущества, в правовую базу хозяйственных обществ, земельных отношений. Назрели поправки в законодательство о научной, научно-технической, инновационной, архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, охраны изобретений, о техническом нормировании и стандартизации, о воинской службе, защите прав и законных интересов детей. Эти законопроекты составляют, я сказал бы, стержень законотворческой работы на ближайшие три месяца. К ним могут добавиться и другие, так как новые нормативные акты поступают в Палату представителей еженедельно.— Означает ли перечисленное вами, что весеннему обновлению законодательного ландшафта придается отчетливо экономическая окраска?— Процессы, происходящие в экономической сфере, априори должны быть в центре внимания законодателей — эта аксиома, полагаю, в доказательствах не нуждается, а в условиях преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса — особенно. Глава государства Александр Григорьевич Лукашенко отметил, что парламентарии должны создавать эффективное законодательство, работающее на стабилизацию экономики и ее стимулирование. Удержав в непростой ситуации планку достигнутого в прежние годы, Республика Беларусь стремится, как известно, к достижению в нынешнем году роста ВВП на 11—13 процентов к уровню текущего года. Для этого, понятно, необходим адекватный правовой механизм. Такой механизм, который сработает уже на данном этапе развития страны и станет прочным стимулятором деловой инициативы, предприимчивости, модернизации производства, реализации серьезных инновационных и инвестиционных проектов, повышения экспортного потенциала национальной экономики. Поэтому со стороны государства нужны законодательные решения, позволяющие совмещать новые высокие задачи с логикой экономики и реалиями экономической действительности, что в результате определит рамки тех или иных экономических отношений в новых условиях и поспособствует достижению поставленных целей. Принятие на весенней сессии блока названных и других законопроектов экономического характера, на мой взгляд, укрепит созданную в предыдущие годы базу гражданского, хозяйственного и иного законодательства, придаст дополнительный импульс экономике и положительно отразится на правовом пространстве страны.— Предполагается ли ратификация в ходе весенней сессии Таможенного кодекса Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана?— Этот основополагающий правовой документ большого экономического значения еще согласовывается тремя государствами, поэтому в сессионную повестку он будет включен только после внесения в Палату представителей.— Парламентарии продолжают расширять и правовое таможенное поле Евразийского экономического сообщества. Новые нормативные акты этой тематики есть в программе сессии?— К ратификации подготовлены два соглашения: о единых принципах информационного взаимодействия таможенных служб и о единых подходах к применению информационных технологий в деятельности таможенных служб государств —членов ЕврАзЭС. Мы также планируем ратифицировать меж-правительственное Соглашение с Туркменистаном о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах.— Развитие законодательства экономической сферы идет довольно активно. Каким вам видится здесь алгоритм стабильности?— Внутренняя согласованность, максимальная насыщенность нормами прямого действия, адекватность потребностям времени.— Такая простая, казалось бы, формула.— В этом и сложность. Жизнь постоянно ставит новые трудные задачи, подбрасывает новые проблемы, на которые надо оперативно и гибко реагировать, не внося дисбаланс в деятельность субъектов хозяйствования и в уже выстроенную, отработанную систему экономических отношений.— Отсюда, наверное, нередко продолжительная доводка депутатами до нужной кондиции законопроектов, поступивших в Палату представителей, тех же, к примеру, изменений и дополнений в Закон “О хозяйственных обществах”?— По этому законопроекту в процессе подготовки его к обсуждению во втором чтении сформировался большой блок поправок, которые прошли “просеивание” в Совете Министров и в нашей профильной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству. Потребовалась значительная экспертная и согласительная работа со всеми заинтересованными сторонами по адаптации документа к реальным условиям деятельности хозяйственных обществ. Надеемся, что его рассмотрение на весенней сессии дебатов не вызовет.— Понятно, что доработка правового документа, к которой привлекается много экспертов и специалистов, сталкивает зачастую разные, а то и взаимоисключающие точки зрения на предмет правового регулирования. Каков критерий оценки приемлемости тех или иных идей и предложений?— Есть определенные требования к содержанию, форме и структуре законопроектов и других нормативных актов, которые учитываются в процессе изучения и доработки правового документа. Главный критерий у нас такой — обоснованность и своевременность правовых мер, предлагаемых к включению в нормативный акт, проработанность экономических, финансовых, социальных и иных последствий принятия законо-проекта. Мы также отслеживаем, чтобы законопроект не имел внутренних коллизий и не противоречил ранее принятому законодательству, так как без увязки правовых новшеств с действующим законодательством право просто обесценится. Это особенно важно в принятии законов принципиального значения, в том числе экономической направленности, где все рычаги государственного регулирования должны быть тщательно сбалансированы.— Насколько достоверна информация, что готовятся поправки в некоторые законы о землеустройстве?— Законопроект на эту тему поступил недавно в Палату представителей. Как известно, с 18 марта текущего года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 622 в структуре местных исполкомов образуются землеустроительные службы, которым передана большая часть полномочий бывших землеустроительных и геодезических служб Госкомитета по имуществу, в их числе контрольные функции использования и охраны земель. Поэтому в ряд законов будут внесены изменения и дополнения.— Чего можно ждать от базовых правовых новаций других законопроектов, предполагаемых к обсуждению в предстоящую сессию?— В тематической палитре сессии широкий спектр вопросов, включающий промышленный и аграрный секторы экономики, национальную безопасность, государственное строительство, науку, права человека, охрану здоровья, природопользование, жилищную политику, связь, международные отношения. Планируется усилить правовую охрану промышленных образцов и устранить пробелы, касающиеся правового статуса объектов промышленной собственности, ввести периодическую аккредитацию научных организаций, определить задачи Комитета государственного контроля и его структур, конкретизировать полномочия должностных лиц. Совершенствуются меры обеспечения более высокого уровня предварительного расследования по уголовным делам. С целью увеличения инвестиций в реальный сектор экономики упорядочивается и сокращается перечень объектов собственности, которые могут принадлежать только государству. Станет более упрощенной процедура оформления документов на земельные участки, расширяются возможности населения по их приобретению для огородничества. Изменит структуру и получит самостоятельный, независимый статус национальная ветеринарная служба. Предусмотрена отмена отсрочки от призыва в армию для студентов-заочников, а также планируется отменить лицензии на привлечение в нашу страну трудовых мигрантов. Что еще? Наводится порядок в оказании психологической помощи, заниматься которой можно будет только по разрешению Министерства здравоохранения. В законодательстве появятся дополнительные гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях. Предусмотрена ратификация международных соглашений, согласно которым Беларусь присоединится к сотрудничеству стран СНГ в борьбе с хищениями автотранспорта, а студенты нашей страны и Казахстана получат равные права.— Вы назвали главные новшества?— Разумеется, и только части законопроектов, по которым депутатам предстоит определиться. Работа нас ожидает сложная и трудоемкая. Тем более что сессия пройдет на фоне таких важных общественно-политических событий, как выборы в местные Советы депутатов, наблюдать за которыми будут и парламентарии, и празднование 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в мероприятиях которого депутаты примут активное участие. В ходе сессии в парламенте с очередным Посланием белорусскому народу и Национальному собранию выступит Президент нашего государства. Нам предстоит уже в ходе весенней сессии приступить к реализации Послания в законотворческом процессе. Насыщенной будет и международная парламентская повестка. А еще за нами работа в избирательных округах, помощь гражданам в их личных просьбах и ходатайствах. Так что энергии и ответственности от депутатов потребуется немало, но нам не привыкать.— Как вы считаете, Владимир Павлович, Палата представителей сможет в период четвертой сессии увеличить свой КПД?— Коэффициент полезного действия палаты наращивается с каждой сессией. Уверен, что и в предстоящие три месяца он возрастет. Опыт, знания и воля у депутатов для этого есть.