Эксперты советуют Кремлю чаще показывать Беларуси пряник
Необходимо как можно глубже втянуть Беларусь в сферу российского влияния, не скупясь на затраты. Такая стратегия вытекает из доклада "Экономические интересы и задачи России в СНГ".
Этот труд презентовал на днях московский Институт современного развития (ИНСОР). Поскольку главой его попечительского совета является президент Дмитрий Медведев, считается, что институт помогает Кремлю разрабатывать стратегию государственного развития страны.
В этой связи полезно проанализировать, как представляют эксперты роль России в дальнейшем развитии СНГ - первого постсоветского образования. Также важно попытаться спрогнозировать, в какой мере эти рекомендации могут повлиять на политику Кремля в отношении партнеров по Содружеству. Безусловно, особый интерес вызывает то, как видится в этом плане Беларусь.
Как явствует из названия, основное внимание в докладе уделено экономическому взаимодействию. Но хотя авторы явно старались избежать политизации, в полной мере это не удалось. В качестве примера можно привести такую сентенцию: "Государства Содружества - это жизненное пространство, необходимое нашей стране для сохранения статуса великой державы…".
Отмечается также, что "проведение Россией интеграционной политики осложнено растущей политической и экономической конкуренцией на постсоветском пространстве со стороны Евросоюза, Китая, США, Турции и других крупных игроков. Особые права нашей страны на влияние в постсоветском регионе не признаются мировым сообществом".
Таким образом, несмотря на репутацию либерального центра, ИНСОР использует стандартную терминологию нынешней российской политической элиты: "великая держава", "особые права". Знакомые имперские мотивы…
В то же время признается, что в силу особой социально-политической чувствительности любых ограничительных мер, касающихся доступа на российский рынок, воздействовать на партнеров по СНГ достаточно сложно. "Любые действия такого рода со стороны России (даже вполне законные и обоснованные) будут затрагивать интересы значительных групп в странах Содружества и могут стимулировать нежелательные для нас электоральные настроения", - отмечают эксперты ИНСОР.
Оставим в стороне спорный вопрос о "законности и обоснованности" действий России. Гораздо более примечательным выглядит здесь слово "электоральные". Оно, как представляется, ясно показывает, что под желательным для Москвы развитием событий понимается формирование в государствах СНГ такого уровня ее влияния, который посредством выборов приведет там к власти пророссийские силы. Таким образом, фактически ставится откровенная политическая цель.
Разумеется, само по себе стремление доминировать на том или ином пространстве не является в мировой практике чем-то экстраординарным. Главный вопрос заключается в том, что под этим подразумевается. В российской элите доминирование в странах СНГ однозначно понимается как превращение их в сателлитов с формальными атрибутами суверенитета по образу и подобию республик Советского Союза.
Особое место в докладе отведено Беларуси. Нельзя не согласиться с некоторыми выводами, прежде всего с констатацией ее чрезвычайно большой экономической зависимости от России. Точно так же трудно отрицать, что интересы последней на белорусском направлении пока обеспечиваются слабо, а возможные, причем не гарантированные, дивиденды от сотрудничества отнесены в будущее.
Тем не менее, авторы призывают сохранять высокую интенсивность двустороннего сотрудничества, исходя из геоэкономических и военно-политических соображений. Соответственно, главной задачей они видят максимальную формализацию отношений долговременного стратегического партнерства в экономической и политической сферах. Тем самым отчетливо просматривается намерение как можно глубже втянуть Беларусь в сферу российского влияния, не особо считаясь с издержками.
Надо признать, что предлагаемые ИНСОРом меры укрепления российского влияния выглядят более цивилизованными по сравнению с теми, которые осуществляются Москвой ныне. Эксперты рекомендуют, грубо говоря, больше использовать пряник, нежели кнут.
В принципе такой подход мог бы представлять серьезную угрозу независимости Беларуси. На самом деле опасность не так уж велика. Причина в том, что в России укрепляются прямо противоположные тенденции. Нынешнее ее руководство слишком нацелено на получение больших денег как можно скорее и потому не склонно ориентироваться на несколько более отдаленное будущее. Ярким примером служит недавнее резкое сокращение нефтяных дотаций Минску.
В итоге в условиях современной российской действительности даже вполне рациональные перспективные предложения экспертов представляют собой не более чем прекраснодушные мечтания: рассчитывать на их реализацию не приходится.