Прослушивать белорусов спецслужбы будут по ключевым словам
Оперативно-аналитический центр при Администрации президента продолжают законодательно наделять функциями спецслужб. Вслед за возможностью регулировать интернет президентский приказ разрешил центру иметь полный доступ в режиме онлайн к абонентским базам белорусских операторов связи.
Именно в этом видит смысл указа президента от 3 марта 2010 года "Положение о порядке взаимодействия операторов электросвязи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность", эксперт в области сотовой связи Виктор Дашкевич.
Виктор Дашкевич: "Этому Оперативно-аналитическому центру надо было законодательно дать право оперативной работы. Вот они и даны этим указом. И даже предыдущий указ о регулировании интернета, он тоже завязан на этот Оперативно-аналитический центр. Таким образом, он постепенно наделяется правами одной из спецслужб".
По его словам, ничего нового в том, что Положением оператор связи за счет собственных средств должен осуществлять приобретение, устанавливать, обеспечивать техническое обслуживание и ремонт технических средств для оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), нет. Все эти "технические средства" были у операторов и раньше.
Виктор Дашкевич: "Это оборудование было всегда. И оно всегда стояло на площадке оператора. И оно всегда обеспечивало доступ силовым структурам к записи того или иного разговора, ведение по контрольным словам отслеживания и так далее".
Специальное оборудование автоматически реагирует на ключевые слова и включает запись вашей беседы на мобильном телефоне.
Виктор Дашкевич: "По определенным ключевым словам, которые говорит абонент связи, в каждый момент может включаться система автоматической записи его разговоров, вплоть до определения его местонахождения по базовым сетям. К примеру, если идет речь о каких-то террористических актах, других вопросах, требующих быстрого реагирования правоохранительных органов для ликвидации той или иной угрозы. В этом и заключается смысл системы СОРМ".
Такие системы, говорит эксперт, существуют практически во всех странах мира. Другой вопрос, в каких целях полученные возможности будут использованы.
Виктор Дашкевич: "Другое дело, каким образом полученная информация будет использоваться потом, позднее, в ходе работы оперативных структур. Если в оперативной деятельности - это одно дело. Если это будет использоваться для преследования инакомыслия, то это совсем другое дело. И в принципе, к оборудованию самой системы это не имеет никакого отношения".
Еще одно возможное изменение: если раньше запись беседы предоставлять оперативникам операторы должны были по звонку "сверху" или по предъявлению соответствующей бумаги, то теперь запись будет автоматически пересылаться спецслужбам.
А в принципе, говорит, для рядового абонента операторов мобильной связи подписание этого указа ничего не меняет и никаких хлопот не добавляет. И если вы не хотите, чтобы ваш разговор с любимой не прослушивали агенты спецслужб, не используйте выражения вроде "ты моя сексуальная бомба".
Что же касается законности прослушивания правоохранительными органами телефонов без соответствующей санкции прокурора, то это им позволено делать в соответствии с принятыми не так давно поправками в закон "Об оперативно-розыскной работе". Некоторое время назад председатель Конституционного суда Петр Миклашевич, отвечая на вопрос корреспондента Еврорадио, заверил, что это не перечит Конституции.