Сдвиг по фазе
Сдвиг по фазе
Землетрясение на Гаити всколыхнуло одну старую дискуссию. Стали озвучиваться предположения, что кровавое землетрясение устроил... Пентагон. По одной из версий, военные проводят на Карибах испытания: они тренируются управлять тектоническими процессами. В доказательство приводится тот факт, что на острове в момент катастрофы находился заместитель командующего Южным командованием США генерал–лейтенант Кен Кин. Но главное — в прессе появились ссылки на некий «доклад, подготовленный российским Северным флотом, который следит за деятельностью американского флота в Карибском бассейне с 2008 года». В нем якобы говорится, что подобное испытание в Тихом океане недавно вызвало землетрясение силой 6,5 балла по шкале Рихтера в Калифорнии. В этом месте лично я бы задался вопросом, почему 7 баллов на Гаити уносят жизни минимум 200 тысяч человек, а о 6,5 в Калифорнии мы слыхом не слыхивали, но сейчас не об этом... Российский ВМФ поспешил откреститься от сенсации: «Никакого доклада у нас нет и не было». Как говорится в известном анекдоте, серебряная ложечка нашлась, но осадочек остался. Существует ли тектоническое оружие, или все подобные предположения — из области научной фантастики?
Пограничное состояние
Полистав старые газетные подшивки (а на самом деле перелопатив интернет), я с некоторым удивлением обнаружил, что Гаити — это далеко не первый случай, когда всплывает версия о применении тектонического оружия. По правде говоря, если два государства враждуют, при этом еще граничат и как обязательное условие находятся в сейсмоопасной зоне, такие обвинения появляются регулярно. Яркий пример — Грузия и Россия.
В апреле 2002 года Тбилиси пережил несколько страшных дней и ночей. Затяжная серия землетрясений, самое сильное из которых достигало 6 баллов по шкале Рихтера, убила 6 человек и разрушила в городе сотни домов. Лидер грузинской Партии «зеленых» Георгий Гачечеладзе тогда обвинил в трагедии российских военных. По его сведениям, землетрясение было устроено Эшерской сейсмической лабораторией, географически располагающейся в Абхазии, но находящейся непосредственно в ведении генштаба России.
Эта станция являлась одним из самых засекреченных военных объектов Советского Союза, затем перешла России как правопреемнице и до сих пор ее тайна официально не раскрыта. Посему, что бы о ней ни говорили, все это — не более чем домыслы...
А говорят вот что. На поверхности ничто не указывало на то, что это закрытый объект (если, конечно, не заметить небольшую, но емкую вывеску: «Стой! Стреляю!»), а под землей на многие десятки метров в глубину находились кабинеты, нашпигованные высокоточной аппаратурой. По характеру сейсмических колебаний она могла зафиксировать передвижение колонны танков в зоне своей «видимости» и даже звук работающего мотора подводной лодки. Лабораторию в Эшере обслуживало особое подразделение КГБ СССР, и на ее территорию не могли попасть даже руководители местных органов госбезопасности.
Член–корреспондент Российской академии наук, председатель российского экспертного совета по прогнозу землетрясений Алексей Николаев утверждает, что еще в 1970–е годы советским военным удалось спровоцировать 7–балльное землетрясение на Памире. Считается, что эшерская лаборатория каким–то боком участвовала в этих экспериментах с тектоническим оружием. Лидер грузинских «зеленых» абсолютно уверен, что сотрудники станции «взялись за старое».
Доказательства от обратного
Приведенный пример с Грузией и Россией очень показательный. Если в прессе пишут о тектоническом оружии, то чаще всего в статье фигурируют два поссорившихся соседних государства и землетрясение в одном из них. Фантазия у политиков разыгрывается, доказать свои предположения они, конечно же, не могут, но и опровергнуть их нельзя — естественное землетрясение от искусственного ничем не отличается.
Есть еще вариант — посмотреть места ядерных испытаний (за прошлый век набралось более полутора тысяч учебных взрывов) и узнать, не было ли в это время где–нибудь поблизости землетрясения. Такой ход мысли привел к утверждению, что датой рождения тектонической бомбы является декабрь 1968 года. Просто в тот момент совпали испытание ядерной бомбы в Неваде и 5–балльное землетрясение в том же штате.
Кому–то показалось странным, что сильнейшее землетрясение 1998 года в Мексике произошло спустя неделю после французского ядерного испытания на атолле Муруроа. Кто–то обратил внимание на то, что трагедия в узбекском поселке Газли произошла после очередного испытания на полигоне в Семипалатинске. И т.д. и т.п.
Проблема тут одна: чтобы речь шла о тектоническом оружии, нужно признать, что военные целенаправленно пытались всколыхнуть земную кору. А они не признаются, говорят, что испытывают новый вид атомной бомбы...
И, наконец, третья разновидность теорий — это симбиоз первой (политика) и второй (реальные взрывы реальных бомб).
В последние месяцы 1999 года произошло два разрушительных землетрясения в Турции и Греции. Если на геофизической карте Южной Европы соединить центры этих катастроф и продлить их по разломам земной коры на северо–запад, то через несколько сотен километров дуга тектонической нестабильности приведет в Югославию. Но ведь за несколько месяцев до этого НАТО сбросило на эту страну 22 тысячи авиабомб и более тысячи крылатых ракет. Ага, значит, тут тоже что–то есть.
Есть ли тут на самом деле какая–то иная связь, кроме как по времени, никто еще не доказал...
Гнать волну
Мощность термоядерной бомбы, взорванной на Новой Земле в 1961 году, в тротиловом эквиваленте превысила 50 миллионов тонн. Это больше, чем все взрывные устройства, использованные во Второй мировой войне, в том числе ядерные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки. По этой причине у нас детище Андрея Сахарова получило название «царь–бомба». Ударная волна три раза обогнула земной шар — ее силы было достаточно, чтобы зафиксировать приборами, но этого мало, чтобы вызвать какие–то разрушения.
Естественных колебаний земной коры, сопутствующих взрывам самых мощных устройств, недостаточно, чтобы уничтожать армии. Поэтому идея тектонического оружия состоит в том, чтобы усилить естественные процессы — движение литосферных плит, извержения вулканов и прочее. А ядерная бомба нужна в качестве спускового курка (по–английски — trigger).
В теории допускается также возможность использования сейсмовибратора. Это устройство нужно для зондирования земли, например, при разведке нефти и газа. Оно возбуждают волны, которые, отражаясь от породы, приносят с собой информацию о ее составе. Однако считается, современные вибраторы слишком маломощны для того, чтобы использовать их в качестве тектонического оружия.
Правда, несколько лет назад Томское отделение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам выдало иркутским ученым патент на изобретение «Способа управления режимом смещений во фрагментах сейсмоактивных тектонических разломов». СМИ окрестили это изобретение тектоническим оружием, чему сами разработчики не сильно противились. Почему, становится ясно из интервью. Один из них, Валерий Ружич, жалуется на отсутствие финансирования их проекта. «Да, мы обосновали метод и доказали на натурных экспериментах, что можно управлять движением земной коры в разломах, — говорил ученый. — А дальше ситуация наверняка будет развиваться в стиле «запатентовали и забыли».
Все это больше похоже на рекламный ход. И, по всей видимости, удачный, поскольку, как писали российские газеты, томские умельцы получили приглашение в одну из богатых арабских стран продолжить исследования.
Была — не была?
Академик Российской академии наук Виталий Адушкин подтверждает: «В Советском Союзе разрабатывались методы дистанционного влияния на очаг землетрясения слабыми сейсмическими колебаниями». «Это направление исследований в дальнейшем получило название «тектоническое оружие», — пишет он в военном приложении к «Независимой газете». — Но после распада СССР от него отказались. Окончательные результаты не были обобщены и оформлены в какие–либо конкретные рекомендации». При этом ученый подчеркивает, что такие же работы интенсивно проводились и в США.
Правда, ни одно государство не призналось в его обладании. Но косвенным подтверждением того, что вероятность применения тектонического оружия все–таки существует, следует признать Конвенцию о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную окружающую среду, подписанную под эгидой ООН в 1977 году. Среди прочего подписавшиеся обязались не провоцировать землетрясений. Если верить русской поговорке, то дыма без огня не бывает...
Но даже большие ученые не представляют, как при современном уровне развития науки и технологий можно точно управлять тектоническими процессами. Кроме того, время наступления эффекта может быть самым разным — в геологии время отсчитывают миллионами лет. И, наконец, подземные взрывы могут и снижать сейсмическую активность — собственно, на разработку этого направления нацелены все известные проекты, а вовсе не на оружие.
Так миф или реальность геофизическое оружие? «К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, — считает российский академик Виталий Адушкин. — В данный момент следует пока рассматривать в качестве гипотетического».
Автор публикации: Игорь КОЛЬЧЕНКО
Фото: РЕЙТЕР