Энергия бьет ключом
Энергия бьет ключом
О ситуации в Евросоюзе |
Европейская общественность поражена беспардонными оскорблениями, которым подвергся первый президент ЕС Херман ван Ромпей со стороны британского депутата Европарламента Найджела Фараджа. Британец прямо в глаза назвал Ромпея ничтожеством, не способным быть «лидером планетарного масштаба».
Скандалы являются неотъемлемой частью депутатской работы, но в данном случае мне вовсе не хочется сводить все к замечательному высказыванию римского оратора Цицерона: «О времена! О нравы!..»
Тут проблема посерьезнее. Обратите внимание, что СМИ растиражировали выступление Фараджа после первого выступления ван Ромпея на пленарной сессии Европарламента. То были своего рода смотрины нового европейского лидера перед депутатами. Я попыталась найти само выступление, но так и не обнаружила ни одной выдержки, ни одной цитатки. Не здесь ли собака зарыта? От первого президента ЕС действительно ждут прорывных идей, но где они? Если бы таковые были, мы увидели бы в мировой прессе цитаты из Ромпея, а не Фараджа.
Автор британской «Файнэншл таймс» восклицает: «Я не устаю удивляться: куда делись прогнозы о том, что XXI век будет принадлежать «мягкой силе» постмодернистской Европы? Еще вчера казалось, что евро — это та валюта, которая свергнет с пьедестала одряхлевший доллар. А сейчас (или это кажется?) еврозона разваливается на части, за что следует благодарить Грецию с ее плутоватой отчетностью». Впрочем, по мнению этого издания, экономисты, не сумевшие заметить никаких изъянов в финансовой системе, не одиноки со своей близорукостью.
Не о том ли гневно говорил британский парламентарий, грубо нападая на Ромпея?
Впрочем, он не совсем прав, обвиняя руководство ЕС в отсутствии международных амбиций. Просто в последнее время европейцев, по сути, интересуют всего лишь две крупные проблемы: энергетическая безопасность и собственное благополучие. А учитывая тот факт, что энергетическая безопасность равнозначна национальной, европейские лидеры полностью сконцентрировались на этой проблеме. В последнем номере «Вашингтон таймс» прямо написала, что союзникам по НАТО нужно сегодня выработать единую энергетическую политику в Евразии.
Автор этой статьи, старший научный сотрудник Центра Евразии Атлантического совета Александрос Петерсен, считает, что Европе без американцев в этой большой геополитической игре не обойтись.
Так, недавно китайская государственная энергетическая компания CNPC завершила строительство газопровода, идущего через Среднюю Азию на восточный берег Каспийского моря — в Туркменистан. Одновременно с этим поддерживаемый ЕС консорциум работает над проектом газопровода Nabucco, который должен подойти к газовым запасам Туркменистана с запада. Таким образом, энергетические вопросы превратили Китай в соседа Евросоюза. Энергетическая геополитика заставляет страны НАТО вырабатывать евразийскую политику в отношении Китая.
Далее. В середине января Евросоюз подписал ряд соглашений в области энергетики с центральным правительством Ирака, согласно которому курдские области страны должны будут снабжать Nabucco газом в дополнение к туркменскому газу.
«Для потребителей из стран ЕС и НАТО исключительно важно получить доступ к новым газовым ресурсам в связи с отношениями, которые сложились у Запада с еще одной из крупных держав Евразии — Россией», — подчеркивает «Вашингтон таймс». В изрядной части стран Центральной и Восточной Европы зимнее отопление зависит от российского газа, а споры, возникающие с 2006 года у России с соседними транзитными странами — Украиной и Беларусью, — ежегодно вызывали в Европе газовые кризисы. Аналитик Атлантического совета предлагает задуматься над этими вопросами...
В целом вывод таков. Россия, Китай и Иран ведут все более самоуверенную внешнюю и энергетическую политику. В Евразии это ключ к политическому влиянию на стратегическом уровне. Учитывая, сколь много стран лежит на пути Евросоюза к источникам энергии, всем участникам этого геополитического направления нужно учиться искусству компромиссов. В том числе и на уровне дебатов в Европарламенте.
Автор публикации: Нина РОМАНОВА