Зря продержали
газета "Взгляд"
Прокуратура Таиланда не стала предъявлять обвинения экипажу задержанного самолета Ил-76, суд постановил освободить летчиков
Четырем гражданам Казахстана и одному белорусу, которые входят в состав экипажа самолета Ил-76, задержанного в конце прошлого года тайскими властями за нелегальное оружие на борту, срок больше не грозит. Прокуратура решила не предъявлять им официальных обвинений. По решению суда уже в четверг летчики были отпущены на свободу. Такое решение власти Таиланда объяснили тем, что процесс «не принесет им пользы».
Генеральная прокуратура Таиланда в четверг решила не предъявлять обвинения экипажу самолета Ил-76, задержанного в декабре прошлого года таиландскими властями с грузом северокорейского оружия на борту, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на France Press.
«Процесс не принесет Таиланду пользы, поэтому мы решили отказаться от обвинений», - заявил по этому поводу представитель Генпрокуратуры Тханапич Мулапрук.
К тому же, по данным источника в таиландской следственной группе, занимавшейся делом экипажа Ил-76, за пилотов просили не только Казахстан и Белоруссия, но и «одна из великих мировых держав».
Впрочем, Мулапрук добавил, что страны, гражданами которых являются задержанные в Бангкоке летчики, «хотят провести следствие, когда они вернутся домой».
По таиландскому законодательству прокуратура рассматривает документы следствия и определяет наличие или отсутствие состава преступления в действиях подследственных. В случае его наличия дело передается в суд. Если состав преступления отсутствует или не найдены убедительные доказательства вины подозреваемых, прокуратура отказывает в возбуждении судебного иска, дело закрывается, подследственные обретают свободу.
Так и произошло. Уже через несколько часов после того, как прокуратура огласила свое решение, «в тюрьму, где содержатся экипаж самолета, передано постановление суда об их освобождении из-под стражи», сообщил представитель канцелярии уголовного суда Таиланда.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, еще в конце января стало известно, что дело экипажа Ил-76 закрыто.
Самолет, принадлежащий грузинской авиакомпании Air Giorgia и следовавший из КНДР, запросил разрешение на посадку в аэропорту Донг-Мыанг в Бангкоке для дозаправки 11 декабря прошлого года.
По информации, предоставленной тайским властям, воздушное судно перевозило оборудование для бурения нефтяных скважин. Однако в соответствии с резолюцией Совбеза ООН № 1874, по которой любое морское или воздушное судно должно быть досмотрено в первом порту прибытия после выхода или вылета из Северной Кореи, инспекторы провели проверку. Они обнаружили на борту самолета переносные зенитно-ракетные комплексы, гранаты к противотанковым гранатометам и боеприпасы к стрелковому оружию и, по некоторым данным, минометам. Общий вес оружия составил 35 тонн.
Экипаж Ил-76, по разным данным, был задержан в этот же день или на следующий.
О том, куда направлялся груз, информация с самого начала стала поступать крайне противоречивая. По неофициальным данным властей Таиланда, местом посадки должна была стать одна из стран Южной Азии, возможно, Пакистан. Газета Bangkok Post сообщала, что груз предназначался для Шри-Ланки и Ближнего Востока. 25 декабря прошлого года командир судна Ильяс Исаков признался, что пунктом назначения воздушного судна значилась Украина.
«Мы летели на Украину, - говорится в сообщении командира, переданном его адвокатом. - Не знаю, что хозяева груза собирались делать с ним дальше, но нас нанимали довезти самолет и груз до Киева - аэропорт Борисполь». Командир подчеркнул, что экипаж не знал о наличии на борту оружия.
«Груз представлял собой буровые трубы метров по шесть в длину и в диаметре более 30 см. На борту этих труб было не менее 25 тонн, остальной груз находился в опломбированных закрытых деревянных ящиках. Ящики были обшиты белой материей, на которой была проставлена обычная гражданская маркировка, всего же мы везли 35 тонн 800 кг груза», - сообщил он.
В состав задержанного экипажа кроме Исакова входят еще трое граждан Казахстана: Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков - и гражданин Белоруссии Михаил Петухов.
«Мы летали на этом самолете и раньше, когда он принадлежал казахстанской компании. Мы единый экипаж и знаем друг друга много лет. Когда самолет был продан в Грузию, мы потеряли работу, украинская компания «Авиатек», которая зафрахтовала самолет, наняла нас на работу. Это был наш второй рейс, до этого мы летали в Африку, отвезли туда самолет Ан-2 в состоянии неполной разборки», - рассказал Исаков. По словам командира, единственным новым членом экипажа был бортинженер Михаил Петухов из Витебска, которого назначили непосредственно перед рейсом в Северную Корею.
Командир отметил, что фирма «Авиатек» сейчас никак не участвует в судьбе летчиков. «Украинская компания «Авиатек», которая нас нанимала и которая платит нам зарплату, пока совершенно не участвует в нашей судьбе. Они даже не прислали нам адвоката, - посетовал он. - Нам помогает посольство Казахстана в Бангкоке, все время навещают дипломаты и передают для нас пищу».
Всем членам экипажа вменялось нелегальное хранение оружия и сообщение заведомо ложных сведений о характере груза таиландским официальным лицам. Если бы вина летчиков по этим пунктам была доказана, им бы грозило от двух лет лишения свободы до смертной казни.