ГОЛЛИВУДСКИЕ КАНОНЫ
11.02.2010
—
Новости Политики
О влиянии Голливуда на американскую политику все и давно догадывались, просто произнести вслух боялись! Доказательства? Прямых нет, но…
Вспомните, сколько раз в тех же голливудских фильмах на Нью-Йорк обрушивались всевозможные бедствия и катаклизмы, всякие чудовища и маньяки? Несчетное количество раз и сюжетов. А в одной ленте — причем незадолго до 11 сентября! — речь зашла даже о башнях-близнецах…
И мистики здесь никакой — все дело в «клиповом» мышлении. Голливуд просто запустил невидимый 25-й кадр в массовом сознании, а из теории (и, к сожалению, практики) рекламы известно, что этот кадр как раз и руководит действиями потребителя. Что-то вроде киношного гена следования. Ну вот, а потребители-то бывают разные. Но почему голливудский след в политике столь заметен именно сейчас? Ведь долгие-долгие годы Голливуд и политика шли параллельными тропами, боясь пересечься. А если пересекались, то из этого всегда получалась схватка. В 50-е годы прошлого века под водительством сенатора Джозефа Маккарти и его комиссии по «антиамериканской деятельности» победила политика: инакомыслие было вытоптано на голливудских холмах. В 70-е — наоборот. После «Уотер-гейта» либеральное голливудское кино так раскритиковало политику, что ни одна мышь не могла перебежать из Белого дома на Капитолий, не выбросив белого флага!
А вот теперь впору вести расследование «проамериканской деятельности» Голливуда, которая, как мы видели, зачастую оборачивается против самой Америки. Как это произошло? Когда? В годы маккартизма некий актер Рейган стал профсоюзным боссом Голливуда, а в 80-м году — уже боссом всех Соединенных Штатов. Вот с Рейгана и началась смычка политики и кино. Он был актер, а эпатаж — его коньком. Впрочем, может, то был вовсе и не эпатаж?! Может, Ронни, как творческая личность, действительно ощущал себя кем-то не тем, кем являлся на самом деле? Ведь всем известно, его фамилия по законам орфографии читается как «Риган», но почему-то же он заставил всех произносить ее именно так, как она и вошла в историю! В общем, Риган, ставший Рейганом, играл много ролей: и в Голливуде, и вне стен Фабрики грез. И первым стал смешивать мистические формулировки, реальную политику управляемой им сверхдержавы и целые куски из голливудских сценариев. Так, например, СССР он публично называл «империей зла», очевидно, вдохновившись фантастическим блокбастером Джорджа Лукаса. А знаете, как в прямом эфире он бросил политический вызов все тому же Советскому Союзу? Держа над трибуной воображаемый револьвер «Магнум», с улыбкой произнес: «Ну, давай, пошевелись — и я застрелю тебя»! Очевидно, в тот момент Рейган ощущал себя Клинтом Иствудом из любимого им сериала «Грязный Гарри» о полицейском, чьи слова повторял. А как Ронни назвал одну из любимейших программ Пентагона — «Звездные войны»!
К чему же мы вспомнили старые дела? А к тому, что история развивается по спирали. Несколько дней назад восточное побережье США от Индианы до Нью-Джерси завалило полуметровым слоем снега. И Вашингтон накрыло белое безмолвие: город буквально вымер, точно в кадре очередного триллера, снятого в технологии 4 или 5D. Боевые «хаммеры» буксовали по опустевшим улицам. Кортеж Барака Обамы с трудом прорывался к месту слета демократической партии, и вот там нынешний президент назвал ситуацию по-киношному: «Снежный магеддон», по аналогии со знаменитым фильмом «Армагеддон». Снова Голливуд и политика? Понятно, такое обилие снега не могло не произвести особого впечатления на первого темнокожего президента США. Понятно, Обама тоже любит пошутить и ввернуть необычное словечко. Но нет ли здесь признаков более опасного рецидива — рейгановской двойной реальности? Ведь тогда же, когда ему пришел на ум «Армагеддон», он объявил и о возврате к идее, отвергнутой им всего год назад, а именно: разместить американскую ПРО в Европе. И подумайте, вместо Чехии и Польши Обама вдруг договорился с Румынией! Нет ли здесь связи с другим американским фильмом, про Дракулу?
Если же дела обстоят проще и Обама всего лишь любит оригинальные словечки и выражения, ему стоит задуматься и над колоритной русской поговоркой, которую в Мюнхене на Международной конференции по безопасности привел зампред правительства РФ Сергей Иванов. Когда российского политика попросили прокомментировать неожиданную ПРО-рокировку, совершенную Обамой с Польшей, Чехией и Румынией, а главное, с глобальной безопасностью, Иванов определил ее как попытку поменять шило на мыло. Действительно, какая теперь разница между Обамой и Бушем — непонятно!
Зато украинскому народу предоставляется возможность почувствовать разницу между Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем, который в плотной борьбе выиграл президентские выборы минувшим воскресеньем. В любом случае, нашей южной соседке судьба и избиратель дают шанс наконец-то выбраться не только из «оранжевого» застоя, длившегося пять лет, но и забыть гораздо более длительные политические дрязги. В чем была до последнего времени главная проблема Украины? В том, что двигатель, трансмиссия и шасси украинской экономики (а это восточные области, дающие 83% ВВП страны) стремились на рынки России и СНГ, а в Киеве западники из политического бомонда крутили руль строго на Запад. Получалось много шуму, много дыму, а продвижения — ноль. И украинцы от такой пробуксовки устали!
Юлия Тимошенко все отлично поняла, да поздно! Из «оранжевой» она вдруг превратилась в «белую розу» украинской политики. А смена цветов — это попытка воздействовать не на сознание, а на подсознание. Снова 25-й кадр политики! В точном соответствии с голливудскими канонами Юлия Владимировна последнее время надевала исключительно белое, да к тому же вновь повязала косу, в общем, создавала эффект невинной невесты, которой следует выйти за избирателя. Но в этот раз не вышло. Впрочем, Тимошенко не стоит расстраиваться — в оппозиции она выглядит куда сильнее, чем во власти.
А Виктору Януковичу, конечно, хочется пожелать, чтобы он действительно открыл новую страницу в истории Украины. Это очень нужно сделать! Без этого не получится воплотить в жизнь главный лозунг «Партии регионов» — «Украина для людей!». А значит, для народа…
Вадим Елфимов