Победа на двоих не делится?
"Белорусы и рынок"
Россия простирает над Беларусью свой ядерный зонтик, желая намертво закрепить за ней роль своего западного форпоста. Однако в доктринах безопасности союзников выявляются и существенные различия. В прошлую пятницу пресс-служба президента РФ опубликовала полный текст новой военной доктрины страны, утвержденный Дмитрием Медведевым.
Одной из главных среди перечисленных там внешних угроз для России названо "стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам РФ, в том числе путем расширения блока".
Как следует из текста новой военной доктрины, "несмотря на снижение вероятности развязывания против РФ крупномасштабной войны с применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде направлений военные опасности РФ усиливаются...".
Так что в случае использования против нее и (или) против ее союзников любых видов оружия массового поражения Россия оставляет за собой право ответного ядерного удара. Однако возможно применение российской ракетно-ядерной "триады" и в превентивном порядке, в ситуации, когда агрессия против России пусть и с помощью обычного оружия ставит под угрозу само существование государства.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что в перечне приоритетов военно-политического сотрудничества Российской Федерации первой упоминается Республика Беларусь. Такого не было в двух предыдущих версиях военной доктрины РФ.
Важно также, что Россия будет рассматривать вооруженное нападение на государство - участника Союзного государства или любые действия с применением военной силы против него как акт агрессии и осуществит ответные меры. То есть российское ядерное оружие может быть применено и против страны, начавшей военные действия против Беларуси с использованием обычного оружия.
Нетрудно предположить, что статус эксклюзивного военного союзника России наложил особый отпечаток и на содержание недельной давности визита нового министра обороны Беларуси Юрия Жадобина в Москву (кстати, первой его зарубежной поездки в этой должности), на ход переговоров с главой российского военного ведомства Анатолием Сердюковым и на общие итоги поездки.
Наиболее весомым результатом визита стало утверждение плана сотрудничества между министерствами обороны двух стран на 2010 год. Документ включает 68 мероприятий оперативной и боевой подготовки, а также намечает рабочие встречи делегаций министерств обороны двух стран по различным вопросам военного сотрудничества.
Ю. Жадобин и А. Сердюков подписали протокол к соглашению о порядке предоставления Россией Беларуси военных полигонов для проведения боевых стрельб соединениями и частями противовоздушной обороны белорусских Вооруженных сил от 27 февраля 1996 года. В соответствии с ним боевые стрельбы не только зенитно-ракетных, но и авиационных частей ВВС и войск ПВО РБ будут проводиться на российских полигонах безвозмездно.
По информации пресс-службы минобороны России, в ходе встречи также шла речь о реализации соглашения о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ПВО.
Стороны рассмотрели вопрос о разработке программы Союзного государства, предполагающей создание маловысотного радиолокационного поля на белорусском и российском участках государственной границы на западном направлении.
Подводя итоги московских встреч, Ю. Жадобин особо подчеркнул, что его первый визит в Россию в ранге министра обороны был результативным. Стороны обсудили 12 вопросов военного сотрудничества и по всем приняли положительные решения. Это дало основание главе белорусского военного ведомства заявить, что взаимодействие между министерствами обороны РФ и РБ находится на очень высоком уровне.
Одним словом, вроде бы есть все основания сказать, что в отношениях с Россией в области обороны у Минска полная благодать, несмотря на почти беспрерывную череду конфликтов в экономической сфере. Если бы не одно "но". День в день с обнародованием новой российской военной доктрины, выступая на сессии общего собрания Национальной академии наук, председатель президиума НАН Михаил Мясникович сообщил, что в соответствии с поручением президента академия разрабатывает новую концепцию национальной безопасности - документ, на котором основаны все нормативные акты, регламентирующие данную сферу, в том числе и военная доктрина.
По словам М. Мясниковича, при формировании концепции следует "учитывать мировой финансово-экономический кризис, торговые войны, а также создание конкурентоспособной экономики". По его словам, общесистемное условие обеспечения национальной безопасности Беларуси - устойчивый баланс интересов человека, общества, государства, гармоничное развитие страны, а также рост качества и уровня жизни людей.
И хотя новую концепцию национальной безопасности, а затем и новую редакцию военной доктрины, основываясь на изложенных выше принципах, еще только предстоит создать, следует признать, что в российском и белорусском подходах к безопасности (пусть и декларативно) обнаруживаются существенные различия.