Наследство Бадри Патаркацишвили присуждено его семье
Суд Гибралтара отдал права на распоряжение наследством грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили его семье.
Об этом сообщил Лаша Биркая адвокат семьи грузинского бизнесмена и оппозиционера Бадри Патаркацишвили. По его словам, эти права оспаривал сводный брат Патаркацишвили гражданин США Джозеф Кей. На момент смерти, то есть два года назад, состояние бизнесмена оценивалось в $12 млрд, пишет «Коммерсант».
«Гибралтарский суд однозначно установил, что Джозефу Кею ничего не принадлежит в активах Бадри Патаркацишвили и все это время он пытался незаконно присвоить их, в том числе доли в Руставском металлургическом комбинате, Тбилисском стадионе «Динамо» и Агарском сахарном заводе», — сообщил Биркая на пресс-конференции в Тбилиси.
Состоянием бизнесмена по решению суда будет распоряжаться семья Патаркацишвили. Биркая заявил, что Кею запрещено в будущем производить какие-либо юридические действия по активам Патаркацишвили. Также суд возложил на Кея оплату всех судебных расходов.
Сестра Бадри Патаркацишвили Нана выразила удовлетворение решением суда. «Мы одержали первую победу и надеемся, что теперь справедливость восторжествует и в Грузии», — заявила Нана Патаркацишвили.
Напомним, Джозеф Кей настаивал на том, что он, согласно завещанию Патаркацишвили от 2007 года, имеет право распоряжаться имуществом умершего в пользу его наследников — вдовы Инны Гудавадзе, дочерей, матери, сестер и себя, а также второй семьи, живущей в Москве. Инна Гудавадзе ставила под сомнение не только право Кея распоряжаться имуществом Патаркацишвили, но и само завещание, считая его поддельным. В мае 2008 года Тбилисский суд принял к рассмотрению иск Джозефа Кея о признании его права распоряжаться имуществом и заморозил все операции с наследством до окончательного решения по делу.
20 февраля 2009 года Тбилисский городской суд не подтвердил право Кея распоряжаться наследством Патаркацишвили, но признал его исполнителем завещания. Адвокаты Кея заявили, что не могут понять, как их клиент сможет исполнить завещание, не распоряжаясь наследством. А мать, вдова и сестры покойного утверждали, что принятое судом решение полностью поддерживает Кея, так как за ним стоят власти Грузии.
В целом выяснение прав наследования состояния Бадри Патаркацишвили проходило в атмосфере скандалов. Свои права на половину активов покойного заявлял и бизнесмен и политэмигрант Борис Березовский, которого связывают с Александром Лукашенко давние отношения.. Он утверждал, что не успел разделить бизнес со своим деловым партнером до его смерти. С именем Джозефа Кея был связан скандал с его адвокатом, гражданином США Эммануилом Зельцером.
После смерти 12 февраля 2008 года Патаркацишвили Дж.Кей предъявил документы, согласно которым он назначен исполнителем завещания умершего. Документы были составлены Зельцером, однако родственники Патаркацишвили объявили их подделкой, после чего Зельцер был задержан в Минске. Арест Зельцера в Минске связывают с тем, что он отстаивал интересы Джозефа Кея.
Зельцер и его секретарь Владлена Функ были задержаны 12 марта 2008 года. 11 августа за использование заведомо ложных документов и покушение на коммерческий шпионаж Зельцер был приговорен к трем годам лишения свободы, Функ — к одному. Своей вины они не признали.
31 октября Верховный суд Беларуси оставил приговор в силе. Все судебные процессы прошли в закрытом режиме.
США неоднократно призывали белорусские власти освободить Э.Зельцера из соображений гуманности, поскольку в заключении его здоровье серьезно ухудшилось.
30 июня в Минске состоялась встреча Александра Лукашенко с американскими конгрессменами. В тот же день белорусский правитель пообещал конгрессменам освободить Зельцера и подписал указ о помиловании. Вечером 30 июня Эммануил Зельцер был освобожден из могилевской колонии.
После выхода на свободу Эммануил Зельцер рассказал СМИ, что в СИЗО КГБ его подвергали пыткам и заставляли заманить в Беларусь Джозефа Кея.