Торговля оружием: имидж - все
Репутация продавца оружия "странам-изгоям", закрепившаяся за Беларусью в прошлом, может привести к принятию санкций США в отношении РБ.
Неделю назад на рассмотрение обеих палат конгресса США поступил законопроект "Акта об учете белорусских поставок оружия". В нем содержится предписание Госдепартаменту ежегодно представлять парламентариям отчеты о белорусских поставках оружия.
Помимо этого, в отчетах Госдепа должна содержаться информация о поставках Беларусью оружия в "любую страну, оцениваемую как государство, поддерживающее терроризм или отказывающееся от сотрудничества с США в контртеррористических операциях, включая Венесуэлу".
Основанием для подготовки акта, как следует из его текста, послужило то обстоятельство, что "Беларусь является крупным поставщиком вооружений, боеприпасов и взрывных устройств палестинским экстремистским группировкам и государствам - спонсорам терроризма.
Так, по данным влиятельного британского военного журнала Janes Air-Launched Weapons, через Беларусь осуществляется продажа в Иран российских комплексов С-300, которые Минск приобрел у Москвы по ценам, значительно ниже рыночных.
Комментируя факт появления упомянутого законопроекта, главный редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов выразил сомнение в достоверности данных о поставках оружия Беларусью, приведенных в его преамбуле.
Примерно такой же оказалась реакция директора российского Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова. По его мнению, cсылаться на журнал Jane's Air-Launched Weapons - это все равно что на неприличную надпись на заборе.
Правда, при этом российские наблюдатели не отрицают, что военно-техническое сотрудничество России и Беларуси не исключает схем, по которым целесообразно выходить на рынки третьих стран в рамках совместных проектов.
Ряд аналитиков считают, что само появление "Акта об учете белорусских поставок оружия" является результатом действий произраильского лобби, которое опасается, что если у Ирана появятся системы С-300, то Израиль встретит жесткое противодействие в случае воздушного нападения на объекты иранской атомной промышленности. А посему заранее старается блокировать возможные каналы поступления современных вооружений в Тегеран.
Эту версию подтверждает и анализ публикаций в израильских СМИ. Из них следует, что, согласно данным источников в оборонном ведомстве Израиля, у Ирана, по всей видимости, уже есть несколько комплексов С-300, которые обеспечивают защиту ядерных объектов на территории страны. Однако нельзя утверждать, что новейшее оружие поступило непосредственно из России, скорее всего, за поставку ответственна союзная Москве Беларусь.
И это несмотря на то, что президент РБ Александр Лукашенко неоднократно называл такого рода сообщения "полной глупостью". Например, 8 мая 2009 г. он заявил, что у него "нет ни одного контракта, ни проекта о продаже этих комплексов". По его словам, все "системы противовоздушной обороны С-300 стоят на боевом дежурстве". А без визы первого лица государства "никто никакие комплексы и установки продать не может".
Отметим, что слухи о поставках систем С-300 в Иран через Беларусь с завидным постоянством появляются в печати и столь же систематически опровергаются официальным Минском. Вот и на этот раз в Министерстве иностранных дел Беларуси оперативно отреагировали на американский законопроект. По словам пресс-секретаря ведомства Андрея Попова, Беларусь "строго придерживается норм международного права" в сфере экспорта вооружений и военной техники.
То обстоятельство, что именно сейчас наблюдается усиление давления на Минск и косвенно через него - на Москву, по мнению ряда комментаторов, возможно, вызвано некоторым изменением позиции Кремля по отношению к контракту на поставку комплексов С-300 Ирану, заключенному в 2005 г.
Еще в октябре 2009 г. представители российских властей называли эту оружейную сделку замороженной почти с момента подписания. Но, с другой стороны, они подчеркивали, что Россия, скорее всего, не будет в одностороннем порядке расторгать данный контракт.
По их оценкам, заминка с С-300 носит отнюдь не технический характер: сами системы уже прошли необходимую предпродажную подготовку и сейчас находятся на базах хранения Минобороны РФ. Ее причина политическая. И дальнейшая судьба контракта во многом зависит от складывающейся международной обстановки и решения руководства России. Основным сдерживающим фактором здесь является наметившаяся возможность улучшения отношений между Россией и США.
Два месяца спустя акценты в высказываниях официальных лиц несколько изменились. Отвечая на вопрос, будет ли Россия выполнять обязательства по договору о поставках Ирану комплексов С-300, представитель МИДа РФ подчеркнул, что "российская сторона ответственно относится к выполнению своих обязательств в области ВТС и будет придерживаться и впредь этой позиции".
Одновременно в МИДе РФ обратили внимание на то, что, осуществляя в течение многих лет военно-техническое сотрудничество с Ираном, Россия всегда строго соблюдала все международные обязательства. Причем речь идет о поставках только оборонительных вооружений, которые не могут вести к дестабилизации обстановки в регионе.
Причина же изменений - в риторике представителей внешнеполитического ведомства РФ, как полагают некоторые обозреватели, в задержке с подготовкой нового соглашения с Америкой по ограничению стратегических вооружений. Но в Вашингтоне и Тель-Авиве эти слова истолковали как прозрачный намек на разморозку контракта на поставку С-300 Тегерану.