Лукашенко и Грибаускайте поговорят о долгом прощании с «совком»
Вскоре Беларусь может посетить президент Литвы Даля Грибаускайте. В свою очередь, она собирается пригласить Александра Лукашенко на празднование 20-летия восстановления независимости Литвы 11 марта. Процесс пошел!
В принципе дорожка в Вильнюс для белорусского официального лидера уже проторена. От Минска до литовской столицы — ближе, чем до любого из областных центров своей страны. Короче, до ЕС рукой подать, два часа на авто. Барьером была лишь политическая аллергия Евросоюза на «последнюю диктатуру Европы». Но топор холодной войны, кажется, зарыли.
Лукашенко опробовал этот маршрут минувшей осенью — триумфально въехал в Вильнюс на «мерседесе». Для него после эры изоляции визиты в Евросоюз пока в диковинку. Может, потому в сентябре держался там несколько напряженно, задиристо. Подначивал соседей: вы же, мол, каждый шаг теперь с Брюсселем согласовываете! Даже — встречаться ли с «диктатором»: «…Демонизировали этого Лукашенко».
А вообще город знакомый. Там депутат Верховного Совета БССР Лукашенко с группой коллег-парламентариев побывал аккурат в кульминационные дни борьбы литовцев за выход из СССР.
Автор этих строк видел поюще-революционный Вильнюс конца 80-х. Для человека, приехавшего из «Вандеи перестройки», как называли тогда образцово лояльную Кремлю Беларусь, митинг, организованный «Саюдисом» у кафедрального собора, выглядел фантасмагорией. Море людей, массовый романтический порыв: свобода, независимость! Над головами — шелест крамольных национальных триколоров. И среди них, к слову, впервые в реале, над толпой, ваш покорный слуга увидел исторический белорусский бело-красно-белый стяг. Это было страшно красиво.
Откровенно говоря, Белорусский народный фронт взял матрицу «Саюдиса». Но литовский сценарий резкого прощания с «совком» в «Вандее перестройки» не прокатил.
Все ли дело тут в неких ошибках БНФ? Могла ли Беларусь пойти путем соседей — к черту разрубить советский гордиев узел, «отвязаться» и взять курс на евроатлантическое партнерство да ЕС?
Минский политический обозреватель Андрей Федоров считает, что такой вариант не имел больших шансов: у белорусов сильнее были просоветские, патерналистские настроения, и напротив — слабее незалежницкие.
«Если говорить об экономике, то здесь путь Литвы — это, по сути, шоковая терапия. Белорусы вряд ли согласились бы на такие жертвы», — говорит эксперт. Иначе говоря, маятник настроений все равно качнулся бы к «светлому прошлому», полагает Федоров.
Получается, Лукашенко, оседлавший этот тренд массового сознания — «Назад, в СССР!», упразднивший бело-красно-белый флаг и взявший курс на «братскую интеграцию» с богатой газом да нефтью Россией, — не такой уж и случайный президент?
Другое дело, что «братская интеграция» оказалась вязким болотом, ловушкой. Нынешняя нефтяная полувойна лишний раз убеждает: энергохалява кончилась, Москва намерена взять свое за каждый скормленный витамин. И уже сам официальный лидер Беларуси посыпает голову пеплом, по сути, вторя своим заядлым критикам: «Модернизироваться надо было быстрее».
Наши независимые экономисты подчеркивают: у стран Балтии больше шансов на успешное развитие после выхода из нынешнего кризиса. Все-таки они уже достаточно прочно встроились в экономику ЕС.
Беларусь же ввязалась в Таможенный союз, который уже огорчил здешний электорат грядущим удорожанием иномарок и выглядит туманно в плане макроэкономических перспектив. Стоила ли овчинка выделки? Особенно если учесть, что у овчинки — политическая изнанка. Москва через этот проект намерена удерживать влияние на «постсовке». Беларусь же может утратить шансы на экономическое сближение с ЕС.
При этом, по мнению Андрея Федорова, политические трения — скажем, вокруг «дела Усхопчика» — вряд ли являются серьезным тормозом для развития экономических связей между Беларусью и Литвой. Бизнес этой страны (как и других стран ЕС) с легкой душой пошел бы к нам, если бы не побаивался. Репутацию государства с хорошим инвестиционным климатом синеокой республике придется зарабатывать долго и упорно. Изживая совковые комиссарские замашки по отношению к бизнесу — как отечественному, так и забугорному.
Да, кризис подрубил белорусскую модель, высветил порочность привязки к Москве. Но далеко ли ушли соседи под своим триколором? Тоже ведь кряхтят и затягивают пояса.
Говоря об итогах минувшего двадцатилетия, литовский политолог Вадим Вилейта в интервью для «Белорусских новостей» отметил: несомненное завоевание — это «достаточно либеральная внутриполитическая обстановка, когда активные граждане могут, не боясь репрессий, отстаивать свои интересы — элементарная вещь, до которой Беларусь пока так и не доросла». Второе важное завоевание литовцев — «возможность ощущать себя гражданами объединенной Европы, путешествовать, работать и учиться на Западе без препятствий».
Но демократию и свободу на хлеб не намажешь. А вот в плане создания государства процветания, по словам Вилейты, «Литва, увы, мало продвинулась в сторону развитой Западной Европы».
Да, средний уровень жизни в Литве выше, чем в Беларуси, отмечает политолог, но вместе с тем «дикий капитализм поощрял только крупный бизнес». И потому «очень мало сделано в плане развития общественного сектора экономики, обеспечения качественного образования, здравоохранения, общественного транспорта, социальных гарантий, инфраструктуры». В общем, далеко не Скандинавия, пример которой так вдохновлял прибалтов два десятилетия назад.
Вадим Вилейта делает парадоксальный и, наверное, малоприятный для белорусских энтузиастов евроинтеграции вывод: при контрастной разности путей постсоветского развития и сейчас, через 20 лет, у литовцев и белорусов главная проблема во многом схожа. Речь идет об отсталости (впрочем, «в случае Беларуси — даже архаичности») социально-экономической модели. Литовцы должны ее решать, по мнению эксперта, «путем дальнейшей ментальной, а не только формальной интеграции в европейские структуры».
Вот как все непросто! Оказывается, и для прозападной Литвы прощание с «совком» затянулось. Так что бывшему политработнику Александру Лукашенко будет о чем потолковать с экс-преподавателем Вильнюсской ВПШ госпожой Грибаускайте.
Правда, один штрих: литовская коллега, некогда защитившая диссертацию по политэкономии социализма, успела поработать еврокомиссаром по финансам и бюджету. Эволюция же белорусского руководства в сторону буржуинских рыночных принципов не столь очевидна.
И еще один принципиальный момент. «Продолжение «братской интеграции» чревато для Беларуси сдачей важных позиций, — говорит аналитик Андрей Федоров. — Литва же в гораздо большей степени обеспечила гарантии своей независимости».
За эти 20 лет литовцы убедились: свобода, независимость — это не только поэзия, но и суровая проза. За эти вещи надо платить, и платить по-крупному.
Белорусам, похоже, только предстоит постигнуть эту истину.