Теперь и Кэтрин Эштон думает о Беларуси
В Брюсселе начались слушания кандидатов в еврокомиссары. Несложно догадаться, что сложнее всех пришлось верховному представителю ЕС по внешним связям и политике безопасности, вице-председателю Еврокомиссии, баронессе Кэтрин Эштон. После вступления в силу Лиссабонского соглашения она заменит одновременно и Хавьера Солану, и Бениту Ферреро-Вальднер. Интересно, что неформальный министр иностранных дел ЕС — совершенный новичок во внешней политике. Чудны дела твои, объединенная Европа.
Со дня назначения на новую должность 19 ноября 2009 года экс-еврокомиссар по торговле и представительница Британии прошла ускоренный курс по мировой политике. Евродепутаты сегодня проверяли, насколько свободно Эштон теперь владеет материалом. Трехчасовой экзамен на зрелость баронесса держала уверенно и с улыбкой на лице, признаваясь в незнании и отсутствии мнения лишь по отдельным вопросам.
Уже во вступительном слове министр иностранных дел ЕС отметила важность активного сотрудничества ЕС со всеми странами-соседями. Так, Беларусь, Молдова и страны Южного Кавказа — по сути, страны политики «Восточного партнерства» — нуждаются в активном сотрудничестве с ЕС.
Не удалось Эштон избежать и вопроса непосредственно о Беларуси.
Вице-председатель Еврокомиссии сначала честно призналась, что до крэш-курса немного знала о синеокой. Разве только о «стратегических отношениях», которые с Минском стремилась развивать Москва, создавая Таможенный союз, а также о «влиянии белорусско-российских отношений в международной перспективе». Говоря проще, преимущественно о политических и экономических скандалах.
«Евросоюз намерен следить за ходом избирательных кампаний в Беларуси в 2010 и 2011 году», — заявила Эштон. Она приветствовала начало диалога ЕС и Беларуси по вопросам прав человека и напомнила о приостановленных визовых санкциях и необходимости работать с белорусскими властями, чтобы либерализация в стране продолжалась.
По ее словам, Совету ЕС предстоит обсудить будущее визовых санкций и возможные новые предложения, которые ЕС может сделать Беларуси.
Интересно, что, говоря о развитии отношений Минска и Брюсселя, новая глава МИД ЕС напомнила о необходимости принять во внимание… развитие белорусско-российских отношений. Еще никто из высокопоставленных представителей евроструктур не озвучивал эту аксиому так прямолинейно. Между тем, ЕС начал расширять сотрудничество с Беларусью полтора года назад, в частности, имея в виду помощь Минску в сокращении зависимости от России.
Правда, если цитировать Эштон, ЕС сейчас следит за «ситуацией с Таможенным союзом». Похоже, еврочиновники напряженно ждут, когда завершатся переговоры о поставках нефти, которые их белорусские и российские коллеги безуспешно ведут уже несколько месяцев. Это и понятно: российская нефть идет в Европу через Беларусь.
При этом, отвечая на вопрос об использовании Россией экспорта газа и нефти с целью шантажа своих стран-соседей, Эштон отделила политику от экономики. В ответ на давление Москвы она пообещала оказать давление на Москву, чтобы вопросы поставок углеводородов рассматривались исключительно как экономические.
Интересовались депутаты Европарламента и позицией баронессы по вопросу политики ЕС для поддержки прав человека. Верховный представитель ЕС по внешним связям сказала, что выступает, в первую очередь, за результативность этой политики. «Нужно понимать, что различные подходы в отдельных странах могут быть более эффективными», — указала Эштон. По ее словам, подходы нужно выбирать, ориентируясь на лучший результат.
Подытоживая встречу с европарламентариями, Эштон назвала широкое понятие безопасности своим приоритетом в новой должности: безопасность изменения климата, энергетическая безопасность, стабильность развития стран, борьба с терроризмом.
Как ожидается, 26 января Европарламент списком утвердит новый состав Еврокомиссии. Пока неизвестно, есть ли в ближайших планах нового министра иностранных дел ЕС вояж в Минск. Но ближайшие пять лет именно ей в Брюсселе по должности положено видеть сны о Беларуси.