"Их видели мы". Корреспонденты TUT.BY о своих встречах с "сильными мира сего"
31.12.2009 10:32
—
Новости Политики
Для редакции TUT.BY уходящий год ознаменовался участием в освещении весьма важных мероприятий. Так, в мае корреспондент TUT.BY Кастусь Лашкевич побывал на учредительном саммите "Восточного партнерства" в Праге. В сентябре заместитель главного редактора Александр Заяц участвовал в Белорусско-литовском экономическом форуме. Напомним, именно в рамках этого форума в Вильнюсе прошла встреча президентов Литвы и Беларуси. В ноябре Александр посетил Берлин, где стал свидетелем торжественных мероприятий с участием глав европейских государств, посвященных 20-летию падения Берлинской стены. В том же месяце главный редактор TUT.BY Марина Золотова приняла участие в пресс-конференции президента РФ Дмитрия Медведева для белорусских журналистов.
Мы TUT уже писали о результатах этих встреч. Но в канун Нового года мы решили снова вернуться к ним и поделиться своими субъективными впечатлениями от увиденного.
Учредительный саммит Восточного партнерства. Праздник прессы
Одним из главных политических событий года для Беларуси, безусловно, стал учредительный саммит новой инициативы Евросоюза Восточное партнерство, который состоялся в Праге 7 мая .
Поскольку сам форум проходил в полузакрытом формате (журналистов не пустили в зал заседания, однако оттуда велась прямая телетрансляция), самым захватывающим моментом исторического события стало прибытие глав делегаций к зданию ультрасовременного Конгресс-центра.
Политики (в Прагу приехали четыре президента и 17 премьер-министров) подъезжали к парадному входу, где их поджидали представители встречающей стороны и огромная толпа журналистов. Нужно было видеть виртуозную работу западных телевизионщиков. Они перекрикивали друг друга, толкались, стараясь отвоевать местечко поближе к "ковровой дорожке" или хотя бы просунуть свои длиннющие микрофоны к устам проходящих спикеров. Победители в этой битве получали желанную награду: возможность задать свой вопрос.
Фото: Антон МОТОЛЬКО
Символическая церемония показала, что не меньшей по сравнению с политиками известностью пользовался главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. Лидеры многих государств лично приветствовали аксакала российской независимой журналистики, который вел себя довольно раскованно. Так, у президента Армении Сержа Саргсяна журналист спросил о его утренней встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Однако вместо "Ильхама" у него выскочило "Гейдар", что вызвало всплеск усмешек окружающих.
К сожалению, белорусы были чужими на этом празднике прессы. Едва выйдя и машины, глава белорусской делегации Владимир Семашко спешно проследовал в здание, избежав контактов с журналистами. Уже после завершения саммита белорусский вице-премьер почему-то не появился на общем фотографировании участников форума. Правда, справедливости ради отметим, что по дороге домой он все же реабилитировался, ответив на вопросы негосударственных и официальных СМИ прямо в самолете Прага-Минск.
Мирек Тополанек, Владимир Семашко, Карел Шварценберг
А вот историческое фотографирование чуть было не сорвал фотокор TUT.BY Антон Мотолько. В то время, как часть акул объектива уже сделали протокольные снимки, наш корреспондент немного замешкался с техникой. Дабы политики оставались на своих местах, он жестом попросил их не расходиться еще пару секунд. Однако один из героев фото, стоящий в первом ряду, принял знак за "снято!", дав отмашку остальным именитым коллегам. Фотограф Саргсяна, который также не успел запечатлеть исторический момент,готов был закопать белорусского коллегу на месте.
На форуме были созданы идеальные условия для работы. Даже чересчур. Как оказалось, аккредитоваться на важнейшее политическое событие мог едва ли не любой желающий. Так, в лифте я абсолютно случайно столкнулся с земляками — троицей представителей какого-то эмигрантского "боевого листка" против строительства БелАЭС. Не знаю, в чем заключалась работа ребят, но на протяжении двух дней они, словно туристы, фоткались на фоне именитых политиков на пресс-конференциях, совершали "набеги" на роскошный и бездонный пресс-ресторан, появляясь на публике не всегда в надлежащем виде.
Не менее интересным, чем сам форум, стал предшествовавший ему брифинг с участием белорусских оппозиционных политиков и министра иностранных дел Чехии Карла Шварценберга. За одним столом в чешском МИДе, наверное, первый и последний раз собралась уникальная компания: президент Рады БНР Ивонка Сурвилла, экс-спикер Верховного Совета Станислав Шушкевич, основатель Белорусского народного фронта Зенон Позняк, экс-кандидаты в президенты Беларуси Милинкевич и Козулин.
Фото: Антон МОТОЛЬКО
Чехия, которая со времен Скорины помогала белорусам, в очередной раз продемонстрировала к нам свое расположение: девушка-переводчик переводила с чешского на белорусский и наоборот. В какой еще стране подобное возможно?
У Шварценберга, который привез в Минск приглашение в Прагу для Александра Лукашенко, корреспондент TUT.BY поинтересовался о двойных стандартах ЕС по отношению к Беларуси и Азербайджану. По сути, Европа вынудила Лукашенко отказаться от приезда на саммит, а вот Ильхам Алиев, в чьей стране ситуация со свободой и демократией не лучше белорусской, был в Праге желанным гостем. Сделав небольшую паузу Шварценберг, работавший в качестве министра последние дни, наличие политики двойных стандартов признал.
Любопытно, что сам вопрос вызвал неоднозначную реакцию у присутствовавших. Если Милинкевич воспринял его с видимым одобрением, то по реакции Позняка я понял, что пополнил его список “сторонников антибелорусского режима и промосковских сил”. Мне тут же вспомнилось первая встреча с "крестным отцом" белорусского возрождения конца 1980-х — начала 1990-х в Нью-Йорке. Пять лет назад на ежемесячном заседании "Беларуска-Амерыканскага Задзіночання" Позняк, который с 1996 года живет между Варшавой и Нью-Йорком, на моих глазах отшил белорусского студента, которых попросил у него автограф по-русски. “Як ты, беларус, а размаўляеш па-расейску?!” — накинулся он на парня, который в единственный выходной день проехал через весь Нью-Йорк, чтобы побывать на встрече земляков.
Возвращясь в Прагу, напомню, что Милинкевич, выступающий за диалог с властями, стал единственным из пятерки, кто не подписал обращение лидеров белорусской оппозиции. "В этом заявлении есть единственный пункт, которого я не разделяю: то, что Лукашенко является троянским конем российской политики в Восточном партнерстве. Мне не известны факты, подтверждающие это", — пояснил он.
В Вильнюсе увидеть белорусского президента проще, чем в Минске
Президента Беларуси впервые удалось увидеть в Вильнюсе, где он встретился с литовским президентом Далей Грибаускайте и открыл Белорусско-литовский экономический форум.
Поразила простота, с которой журналистам можно было попасть на эту встречу. Было достаточно выполнить два пункта: правильно зарегистрироваться на сайте форума и пройти контроль у секьюрити. Да и сама атмосфера, которая не предполагала кого-то особого total сontrol (или мы его не ощущали?).
Так, фотографировать президента обычно могут только люди из пула. Однако в Вильнюсе это мог позволить себе едва ли не каждый желающий. Поэтому неудивительно, что передвижения президента сопровождались молниями вспышек.
Публика в кулуарах активно обсуждала белорусского лидера: "высокий, харизматичный", "пребывает в хорошей форме", в общем, "настоящий хоккеист", но уже почти "седой и почему-то выглядит уставшим".
Однако настоящий ажиотаж вызвала пресс-конференция белорусского президента. Лукашенко перед литовскими акулами пера и микрофона был очень эмоционален: улыбался, жестикулировал, много шутил и иронизировал. Особенно, когда вопросы касались литовской "демократии" и белорусской "диктатуры". "Вы знаете самое главное право? Не знаете? Наверное, плохо учились в школе"; "Мы же с вами демократы, по крайней мере вы"; "Не прерывай, пусть задают вопрос, а то потом будут критиковать, скажут: диктатура"; "Уж не такие вы независимые. Вам прежде чем что-то сделать, надо в Брюссель бежать посоветоваться… Не обязательно? Слава богу. Значит, я дезинформирован".
Фото: Антон МОТОЛЬКО
В Вильнюсе глава государства при общении с прессой часто держал руку за пиджаком. Как постфактум прокомментировали "Комсомольской правде" в Белоруссии" психологи, это "жест победителя, который смог скрыть от окружающих какую-то правду, слукавить, и ему все поверили. Этот жест выдает скрытые планы, мощную мыслительную, аналитическую работу, которая всегда идет, несмотря ни на какие обстоятельства. Так ведет себя стратег, тонко чувствующий важные поворотные моменты, когда надо действовать, и умеющий использовать все потенциалы по максимуму".
20-летие падения Берлинской стены. Меркель, Горбачев, Валенса
Канцлера Германии Ангелу Меркель удалось лицезреть во время праздничных юбилейных мероприятий, посвященных падению Берлинской стены. Она вместе с бывшим президентом СССР Михаилом Горбачевым, экс-президентом Польши Лехом Валенсой и еще 200 правозащитниками совершили символический переход границы между ГДР и ФРГ по мосту в районе Борнхольмер-штрассе, на котором 20 лет назад еще находился один из семи КПП, где 9 ноября 1989 года открылся первый шлагбаум для перехода через Берлинскую стену.
Фото: Александр ЗАЯЦ
Фото: Александр ЗАЯЦ
За символическим переходом помимо журналистов, спецгостей и представителей служб безопасности, наблюдали несколько тысяч берлинцев, многие из которых 20 лет назад именно через этот переход попали в Западный Берлин. Впрочем, как показалось, особого внимания публики удостоилась не Ангела Меркель, а Михаил Горбачев. Из толпы то и дело раздавались возгласы: "Горби! Горби! Горби!". Меркель хотя и позиционирует себя сторонницей реформ, но многим немцам памятно ее сотрудничество со "Штази".
Фото: АР
Представители службы безопасности вели себя довольно корректно. Недалеко от эпицентра событий представили "Гринпис" вывесили растяжку на крыше жилой высотки, о поддержке исторического, как тогда казалось, саммита ООН по изменению климата в Копенгагене. При этом около сотни полицейских с автоматами в руках наблюдали за происходящим и не препятствовали проведению акции.
Президент Латвии возвращался из Германии обычным рейсовым самолетом
Посчастливилось оказать в одном самолете… с президентом Латвии Валдисом Затлерсом. Вместе возвращались из праздничного Берлина в Ригу. После того, как кризис серьезно подломил Латвию, Затлерс дал команду жить экономнее, "чтобы показать, что в трудной ситуации все мы вместе". Поэтому, в частности, в заграничные командировки высшие должностные лица стали летать на обычных рейсовых самолетах. Конечно, президент занял место не в эконом-классе. При этом никаких особых неудобств присутствие президента Латвии на борту окружающим не доставляло. Группа белорусских журналистов узнала о том, что с нами летел латвийский президент, после того как тот покинул самолет. Высадку задержали на несколько минут.
Примечательно, что у президента Латвии не отбил желание не летать на чартерах, и приключившийся недавно инцидент. Некоторые латвийские бизнесмены - из числа тех, кто сопровождал Затлерса в ходе его визита в Азербайджан, - на обратном пути напились и стали в грубой форме критиковать работу президента.
Медведев: "Ну я же, надеюсь, вы еще в этом не сомневаетесь, здравомыслящий человек"
Где-то в конце октября в редакцию TUT.BY позвонили из Кремля.
- Это пресс-служба президента Российской Федерации. Мы бы хотели пригласить вас на пресс-конференцию Дмитрия Медведева…
Стоит отметить, что из пресс-службы белорусского президента в редакцию TUT.BY еще никогда не звонили. Вот только неизвестно, радоваться этому или огорчаться.
По требованию пресс-службы российского президента в Кремль ушла биография главного редактора, сведения о портале и три вопроса, которые планировалось задать президенту России. Этот последний пункт вызвал недоумение. Ведь до самой пресс-конференции оставалось еще более трех недель. Могло многое измениться. И изменилось: например, президент усомнился в полезности для Беларуси Таможенного союза. К счастью, оказалось, что три предварительных вопроса были условностью.
Памятуя о том, что регулярные визиты в Беларусь представителей российских СМИ превращаются в масштабные пресс-туры с посещением передовых хозяйств и предприятий, мы ожидали, что поездка в Москву не ограничится собственно пресс-конференцией. Но обошлось без экскурсий и обедов. Только бутерброды и кофе в Барвихе. А - и чай с президентом. :)
В комнату для переговоров, где уже полчаса поджидали его белорусские журналисты, Медведев вошел бесшумно – так, что даже не все сразу заметили его появление. Он приветствовал представителей СМИ кивком и улыбкой.
Журналистов рассадили через одного: госСМИ - не госСМИ. Нарушала алгоритм лишь корреспондент TUT.BY, напротив которой красовалась табличка TYT.RU. Она сидела рядом с корреспондентом "Комсомолки".
Фото: пресс-служба Кремля
Скованности не чувствовалось. Можно даже сказать, что беседа проходила в неформальной обстановке. Журналисты сидели за одним столом с президентом России. На одном уровне. Очередность вопросов определял не представитель пресс-службы, а сам Медведев.
Нельзя сказать, что общение с президентом России стало каким-то откровением для представителей белорусских СМИ. Он не сказал ничего сенсационного, хотя многие ожидали - поскольку встреча проходила накануне подписания документов о создании Таможенного союза, - что Медведев озвучит принципиальную позицию России по отношению к Беларуси и Таможенному союзу.
Самым резким заявлением Медведева на этой пресс-конференции, пожалуй, стал совет белорусскому коллеге быть сдержаннее, в котором явно угадывался ответ на выпад Лукашенко полугодовой давности в адрес российского министра финансов Алексея Кудрина (он, по мнению белорусского президента "полностью консолидировался с нашими отморозками").
Представитель газеты "Рэспубліка” пыталась поймать Медведева на слове, задав вопрос о его отношении к Восточному партнерству:
- Дмитрий Анатольевич, скажите, пожалуйста, вот некоторые российские политики-аналитики откровенно заявляют, что участие Беларуси в программе "Восточное партнерство" – это не что иное, как просто проявление враждебности по отношению к России. Некую похожую позицию Вы тоже недавно озвучили на саммите Россия - Евросоюз.
- А что я сказал?
- Ну, цитировать я сейчас не могу…
- Вот то-то и оно.
- Вы сами помните, что говорили.
- Молодец, выкрутилась.
- Скажите, пожалуйста, Вы действительно считаете, что участие Беларуси в этом проекте - это некое такое враждебное или не очень дружественное отношение Беларуси к России?
- Дорогая Майя Михайловна, я такого не говорил. Вот я ни разу не говорил, что это враждебно по отношению к России. Ну я же, во-первых, надеюсь, Вы еще в этом не сомневаетесь, здравомыслящий человек. Как я могу, во-первых, призывать не участвовать в каком-то объединении, если сами государства считают для себя это выгодным. Это первое. … Во-вторых, я не вижу ничего сверхъестественного в этом Восточном партнерстве. Я и пользы особой, откровенно говоря, не вижу, и это мне подтверждают все участники этого партнерства, с кем я разговаривал.
На самом деле "выкрутилась" не Майя Михайловна, а Дмитрий Анатольевич, потому что на неформальном саммите Россия – ЕС в Ханты-Мансийске он заявил, что европейские коллеги "до конца не убедили" его в том, что это не "партнерство против России. Некоторые моменты нас настораживают".
Пресс-конференция Медведева для белорусских журналистов получила немалый резонанс. Конечно, сам факт ее проведения был отмечен Минском. Отношение - резко негативное.
Александр Лукашенко, общаясь с руководителями государственных информационных агентств стран СНГ на следующий день после встречи в Барвихе, заявил:
- Президент России пригласил таких журналистов, многие из которых русского человека на дух не переносят. Хотя бы посоветовались, прежде чем приглашать.
А в конце недели в газете "СБ. Беларусь сегодня" вышла статья, в которой "доказывалось", почему именно "многие журналисты русского человека на дух не переносят".
Но самый большой резонанс вызвала просьба представителя Первого канала называть нашу страну не Белоруссией, а Беларусью. Медведев ответил, что он так и делает. Между тем, в разосланном пресс-службой Кремля журналистам варианте стенограммы встречи наша страна называлась именно Белоруссией. Позже на официальном сайте Белоруссию заменили Беларусью.
На встрече с белорусскими коллегами министр юстиции РФ Александр Коновалов обещал взять вопрос правильного употребления названия нашей страны в документах под свой личный контроль. Однако против этого выступили представители некоторых российских СМИ.
А TUT.BY на свои пресс-конференции теперь стало приглашать посольство России. :)
Друзья! Поздравляем вас с наступающим Новым годом! Пусть он будет насыщенным и активным! Оставайтесь с нами TUT!