Год возможностей и разочарований
2009-й обречен войти в историю как год кризиса. Однако кризис — это не всегда синоним слова «плохо». Кризис в Беларуси — не наглухо заколоченная дверь, это, скорее, окно новых возможностей. Оппозиция получила отменный шанс сконцентрироваться на формулировке ответов на вопросы, которые волнуют подавляющее большинство граждан страны.
Начало было многообещающим. На старте года всеми субъектами оппозиции была выработана и согласована Антикризисная Платформа как основа позитивной альтернативы для Беларуси и ее граждан. Оставалось сделать следующий шаг - донести ее содержание до как можно большего количества соотечественников. Следствием такой работы мог быть гарантированный выход оппозиции из «демократического гетто», измеряемого 25-30% электоральной поддержки. Впервые за 15 лет правления Лукашенко большинство людей проявляют неподдельный интерес к тому, что предлагает белорусская оппозиция. Подобная реакция естественна. Кризис разрушил социальный контракт, действовавший между властью и народонаселением Беларуси. В наступающем году большинство граждан Беларуси не найдет под елкой привычный пакет в виде социальных гарантий и психологической уверенности в завтрашнем дне. Если к вышеотмеченному добавить желание 51% избирателей голосовать на президентских выборах за нового человека, то, казалось бы, прошедший год должен был стать прологом к большим переменам. Однако, увы.
В 2009 году белорусское политическое поле с разным успехом вскапывали власть, оппозиция, Европейский Союз и Россия. Ноя хочу сконцентрироваться на политических итогах года для оппозиции. Позволю себе некоторые наброски к портрету оппозиции и попытку анализа действий ее основных персонажей.
Главной тенденцией в оппозиционной среде в уходящем году стало столкновение и противоборство двух стратегий - объединительной и дезинтеграционной. Часть оппозиции (ОДС) исходила из тезиса обязательности объединения усилий всех сторонников перемен с целью возвращения Беларуси к демократии. Сторонники этой стратегии приводили в доказательство своей правоты не только собственный опыт 2001 и 2006 годов, но и международный. Успех в Польше, Прибалтике, Грузии, Украине был возможен исключительно благодаря консолидации всей оппозиции.
Другая половина оппонентов власти (сторонники Александра Милинкевича) настаивала, что между жестким авторитаризмом и демократией должен быть переходный период. Фактически речь шла о режиме «управляемой демократии». В этот период власть сохраняет за собой тотальный контроль над всеми сферами жизни, но при этом делает некоторые послабления для отдельных представителей и отдельных структур гражданского общества. Это, по мнению приверженцев дезинтеграционной стратегии, должно создать плацдарм для будущих перемен. Противостояние двух стратегий в течение года проявлялось как в дискуссии, так и в практических действиях.
ОДС сконцентрировали усилия на двух направлениях - продвижение Антикризисной Платформы в народ и попытка изменить избирательное законодательство и правоприменительную практику. Деятельность Милинкевича и его сторонников была направлена на перегруппировку сил внутри оппозиции и попытку единолично занять правоцентристскую и европейскую ниши. Объединенные демократические силы, как свидетельствует социология (данные лаборатории «Новак»), в середине года имели 10% узнаваемости Антикризисной Платформы среди населения. ОДС также разработали проект изменений Избирательного Кодекса, но итоговые результаты оказались достаточно скромными. Власть оставила за собой полный контроль над процессом голосования и подсчета голосов. Милинкевич создал БНБ и провел европейский Конгресс, правда, без участия ОГП, БСДГ, БСДП (Грамада), предпринимательских организаций и сторонников Козулина,
Разные стратегии предопределили разность приоритетов и оценок происходящего двумя частями некогда единого целого. Если ОДС настаивали на равной значимости для Беларуси и демократии, и суверенитета Беларуси, то БНБ выделил суверенитет Беларуси как главный суперприоритет. Это подтвердил и президент Европейского парламента Ежи Бузек, публично заявивший, что белорусская оппозиция согласна вопросы демократии перенести на потом, а сейчас сконцентрироваться исключительно на отстаивании независимости Беларуси. Такой подход позволял смягчить требования к Лукашенко со стороны международного сообщества. Если ОДС настаивали на реализации формулы «свободные выборы в обмен кредиты», то лидеры движения «За свободу!» не увязывали предоставление западных кредитов с какими-либо условиями.
Разным у ОДС и коалиции Милинкевича было и отношение к диалогу с властями. Если первые однозначно высказывались за переговорный процесс власти и оппозиции при посредничестве Европейского Союза, то вторые фактически отказались от требования внутриполитического диалога, сделав ставку на «контроль диалога власти и Европейского Союза» (об этом было открыто заявлено в документах Евроконгресса).
Не сошлись демсилы и во взглядах на президентскую кампанию. Очевидно, что со стратегией дезинтеграции никак не состыковывалось предложение выработать общую процедуру выхода на единого кандидата в президенты от сторонников перемен. Идея праймериз (народного голосования) безупречна с точки зрения демократической процедуры, но она не дает гарантии ни одному из потенциальных претендентов.
Ближайшие год-два дадут ответ на вопрос, какая из двух стратегий была правильной. Справедливости ради надо отметить, что в конце 2009 года произошла некоторая корректировка позиций коалиции Милинкевича. БНБ заявил о необходимости создания новой коммуникационной площадки, новой структуры для координации совместной деятельности. Замечательно, только зачем тогда было тратить столько усилий на разрушение ОДС?
Риски и угрозы как наследство 2009 года:
- Нет объединения оппозиции, нет консолидации сторонников перемен. Разъединение нивелирует те преимущества, которые дал демократическим силам экономический и финансовый кризис.
- Впервые с 2001 года белорусская оппозиция может не иметь единого кандидата в президенты, поддерживаемого подавляющим большинством организованных структур.
- Разрозненная, ослабленная оппозиция может стать фактором правовой легитимизации Лукашенко и созданной им системы.
- «Управляемая демократия» законсервирует ситуацию на длительное время, что автоматически удлинит дистанцию отставания Беларуси.
Прогноз на 2010-11 годы: понимание рисков и угроз может актуализировать и поставить в повестку дня вопрос неучастия в предстоящей президентской компании значительной части оппозиции.
Анатолий Лебедько