Не враги, а партнеры

Источник материала:  
Не враги, а партнерыМинистр обороны Литвы Раса Юкнявичене на встрече с белорусскими журналистами в Вильнюсе рассказала об отношениях с Беларусью и о реформе литовской армии.Для обеспечения гражданского контроля над армией в демократических странах министерство обороны почти всегда возглавляет гражданское лицо. Сегодня в Литве это Раса Юкнявичене - известный политик и депутат.

Министр Раса Юкнявичене недавно приняла группу белорусских журналистов, в числе которых была и корр. "БР", и ответила на их вопросы.

- Как отреагировали в Литве на проведение в сентябре совместных белорусско-российских учений "Запад-2009". Видите ли вы в них угрозу безопасности Литвы?

- Литва никому не угрожает. Но вот легенда, сценарий этих учений был очень странным. Он сильно напоминал времена холодной войны. Какая-то угроза, какие-то враги из Литвы нападают на Беларусь...

Ну какие мы враги? Наша армия не имеет никакой наступательной стратегии. У нас только оборонительная стратегия. Конечно, это голая пропаганда, которая рассчитана на наивных людей. После распада СССР не было еще таких масштабных учений, как сейчас. Мы их изучали и продолжаем изучать. Эти учения не помогают в той стадии отношений с Европой, когда считается, что окно якобы приоткрыто. И об этом знает ваше руководство.

Однако все понимают, что такие учения - не угроза НАТО. Североатлантический альянс намного сильнее и может дать адекватный ответ. Почему же учения проводились?

По моему мнению, для того, чтобы показать, что Беларусь является сферой влияния как раз соседнего с ней государства. Это было направлено больше на вас - продемонстрировать геополитические, территориальные аспекты. А чем угрожают эти учения Литве, если мы являемся членами НАТО? Ничем. Если бы мы не были членами НАТО, то тогда конечно. С другой стороны, я даже рада, что эти учения прошли - у нас есть больше аргументов для проведения аналогичных учений в Литве.

Все наши военные доктрины говорят о том, что прямой военной угрозы сегодня для Литвы нет. Есть угрозы, например, энергетической зависимости, социальной или политической нестабильности, которая могла бы быть спровоцирована извне, информационные войны.

Но пятая статья Договора о создании НАТО действует, и мы уверены, что она и практически будет действовать в случае необходимости. Литва должна и будет обороняться вместе со своими партнерами. Такая у нас стратегия. Нам также нужны совместные учения с другими членами НАТО, с американцами, и мы к этому идем.

- Как складывается военное сотрудничество Беларуси и Литвы?

- У Беларуси военные связи только с Россией. Но мы бы хотели, чтобы связи были и с Литвой, и с государствами НАТО. Наш интерес - сохранить Беларусь как государство, а не как провинцию другого большого государства. Хотелось бы, чтобы и Беларусь, если процессы в ней пойдут нормальным европейским путем, имела военное партнерство с ближайшими соседями.

Но пока Беларусь смотрит только на одно государство, и через Литву и Беларусь проходит идеологическая граница. Это невыгодно ни белорусам, ни нам. Я приглашала уже вашего министра обороны, и от него было согласие приехать. Но сейчас произошли перемены, и я получила письмо с просьбой понять ситуацию. (Недавно министром обороны вместо Леонида Мальцева был назначен Юрий Жадобин. - Прим. авт.). Мое приглашение остается в силе и для нового министра. Я надеюсь, что в следующем году такая встреча произойдет в Вильнюсе.

- Каково место армии в литовском обществе? Как военные защищены социально?

- У нас сейчас в армии большие реформы. В Литве теперь профессиональная армия, и мы видим, что перешли к ней слишком быстро. Наша партия и лично я были против такого скорого перехода, особенно когда в стране кризис. Но решение принималось прошлым составом парламента, где у нас было меньшинство.

У нас недостаточно денег, чтобы платить жалованье профессионалам. Сегодня более тысячи человек хотят служить и ждут, когда их возьмут в армию. А у нас нет денег. Пошли им навстречу - для эксперимента взяли в армию 200 человек как призывников, через три месяца они будут профессионалами, но жалованье их будет пониже, и еще через год, если они подойдут для службы, то перейдут на полное жалованье. Солдаты в первый год службы получают 2.000 LTL (около 2 млн. 378 тыс. BYR). А потом жалованье увеличивается.

Будем смотреть на их мотивацию, физическую, психологическую подготовку. На такие эксперименты можно идти, когда кризис и безработица. Молодые люди не очень хотят быть призывниками, хотя по уровню доверия у населения армия имеет третий-четвертый результат.

Моя зарплата "чистыми" - 7.600 LTL (9 млн. BYR). Во время кризиса мы жалованье уменьшили - у моего предшественника зарплата была 15.000 LTL (17 млн. 835 тыс. BYR). Должна быть солидарность, мы же и пенсии уменьшаем. Оборонная отрасль вместе с другими отраслями должна уменьшать расходы, у нас достаточно большой дефицит бюджета, и мы должны его снижать.

- Вы следите за событиями в Беларуси?

- С Беларусью у меня давние связи. Будучи в оппозиции в парламенте, я руководила группой по сотрудничеству с демократическими силами Беларуси. Многих лидеров оппозиции знаю лично.

Теперь я работаю министром, и у меня интерес - наладить сотрудничество с белорусскими властями, потому что мы видим, что окно для сотрудничества немного приоткрылось. Мы не уверены, что завтра оно не закроется, нет уверенности и в сердечности этого открытия. Но стратегический интерес Литвы - чтобы Беларусь была в Европе, чтобы Беларусь была на карте Европы, чтобы наша граница проходила с Беларусью, а не с другим большим государством.
←Успехи и неудачи 2009 года

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика