«Время новостей»: Любить по-белорусски
Политические договоренности о льготах по поставкам нефти и газа в Белоруссию, достигнутые между Москвой и Минском 10 декабря по итогам заседания Высшего госсовета союзного государства, не прожили и недели. Очередной демарш белорусского руководства - парламент страны отложил до весны вопрос о признании независимости Южной Осетии и Абхазии - не остался без внимания России.
Москва резко ужесточила переговорную позицию, продемонстрировав, что не готова идти на коммерческие уступки в обмен на одни лишь обещания Минска. Цена на газ для Белоруссии со следующего года вырастет в соответствии с контрактом, а поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы будут облагаться 100-процентной пошлиной за исключением 5-6 млн тонн, которые идут на внутренние нужды. Об этом в пятницу рассказал российский вице-премьер по ТЭК Игорь Сечин, которому вместе с белорусским коллегой Владимиром Семашко было поручено до конца года подготовить к подписанию конкретные документы.
Перед заседанием Госсовета белорусские власти попросили «Газпром» сохранить на следующий год действующую сейчас 30-процентную скидку на газ, а в правительство России направили предложения о том, чтобы продлить действия льготного режима при поставках нефти. Согласно пятилетнему контракту на поставку газа предполагается десятипроцентный дисконт к европейской цене за вычетом пошлины и расходов на транзит. В нефти ситуация немного иная. Поскольку на белорусских заводах перерабатывается гораздо больше сырья, чем необходимо республике для собственных нужд, Москва не полностью отменила экспортную пошлину, но использует при расчетах таможенной ставки понижающий коэффициент (0,356). Это позволяет Минску экономить около 175 долл. с каждой тонны нефти, или около 30% от рыночной цены. Но соглашение о применении льготной ставки пошлины истекает 31 декабря, и задачей-максимум для Белоруссии было продлить его действие в неизменном виде.
Игорь Сечин, впрочем, на днях сообщил, что особых льгот в сфере приобретения российских углеводородов у Белоруссии теперь не будет. Он отметил, что с учетом «братских отношений» Москва будет поставлять без пошлины 5-6 млн т в год, которые необходимы для обеспечения республики нефтепродуктами. Это примерно 20% от общего объема поставок. Всего, по данным вице-премьера, в Белоруссию экспортируется около 26 млн тонн, из них 21 млн по трубопроводам, остальное -- железнодорожным и автотранспортом. После заседания Госсовета белорусский вице-премьер Владимир Семашко утверждал, что Минск договорился о праве на беспошлинный ввоз 8-9 млн тонн. Российская сторона настаивает на том, чтобы оператором беспошлинных поставок стала компания «Транснефть». По словам Игоря Сечина, это позволит обеспечить транспарентность импорта и не создаст преимуществ ни для одной нефтяной компании. Новые условия нужно согласовать до конца года, иначе вновь могут возникнуть проблемы с оплатой и транзитом нефти через территорию Белоруссии.
В газовой сфере позиция России стала еще жестче. «Представляется, что здесь нечего даже комментировать, есть действующий контракт, и контрактные обязательства должны быть выполнены обеими сторонами», - заявил г-н Сечин, назвав предусмотренное контрактом с «Белтрансгазом» увеличение цены на топливо в следующем году для Белоруссии «минимальным» и находящимся в пределах «инфляционных процессов». Хотя, если официальный прогноз о росте цен на газ в Европе до 325 долл. за тыс. кубометров подтвердится, то по контракту, с учетом десятипроцентной скидки и отсутствия экспортной пошлины, Минск должен будет платить около 205 долл. за тыс. кубометров. А в этом году, по предварительным расчетам, средняя цена составляет примерно 150 долл. При поставках 18 млрд кубометров «Газпром» должен дополнительно получить 900 млн долларов.
Утешительным призом для Минска, по мнению Игоря Сечина, должен стать очередной платеж «Газпрома» на 625 млн долл. за акции белорусского газового монополиста. «В целях частичной компенсации за повышение цены может быть использован и очередной транш «Газпрома» за формирование своей доли уставного капитала в «Белтрансгазе», - заявил вице-премьер. Российский концерн, который за последние три года произвел три транша на общую сумму 1,875 млрд долл. и получил в собственность 37,5% акций компании, должен закрыть сделку с белорусским правительством в феврале 2010 года.
Впрочем, пока еще ничего не решено окончательно, и у Минска до конца года есть еще десять дней на то, чтобы провести «работу над политическими ошибками», как она представляется Кремлю и Белому дому.