«Немецкая Волна» о деле Автуховича: «Чем больше ложь, тем скорей в нее поверят»
Белорусские власти изо всех сил пытаются представить очередное дело Автуховича неполитическим. Новые узники совести им не нужны.
Бывшим волковысским предпринимателям Николаю Автуховичу и Владимиру Осипенко вменяется в вину планирование в 2005 году убийства главы Гродненской области Владимира Савченко и заместителя министра по налогам и сборам Василия Каменко, а также причастность к четырехлетней давности поджогам имущества должностных лиц города Волковыска, передает «Немецкая волна».
Организатором преступлений следствие считает Николая Автуховича, которого в свое время международная правозащитная организация Amnesty International признала узником совести. Правозащитники требуют, чтобы новый суд над Автуховичем и всеми проходящими по этому делу был открытым.
Обвиняемых четверо. Николай Автухович – участник боевых действий советской армии в Афганистане, в прошлом владелец фирмы «Радиотакси» в Волковыске. Он был осужден на три с половиной года по обвинению в неуплате налогов. Правозащитные организации назвали это дело «преследованием за гражданскую активность».
Владимир Осипенко – офицер, прошедший Афганистан, бывший сотрудник Автуховича.
В деле фигурирует также Михаил Козлов – следователь из управления борьбы с коррупцией Гродненского УВД. В 2003 году расследовал заявление Автуховича и Осипенко о коррупции в Волковыске. Теперь Козлову вменяется в вину недонесение о готовящемся террористическом акте.
Главным свидетелем выступает житель Волковыска Александр Ларин - бывший работник фирмы Автуховича.
Пятый человек, проходивший по делу - Юрий Леонов, арестованный в Волковыске вместе с Автуховичем и Осипенко в феврале 2009 года, в августе был освобожден, и обвинения с него сняты.
Следствие о подготовке теракта велось десять месяцев. События развивались по классической схеме: ружье, висящее на сцене, обязательно должно выстрелить. В деле о терроризме «выстрелил» гранатомет, обнаруженный четыре года назад неподалеку от дома руководителя Гродненской области Савченко, в покушении на которого сегодня обвиняют Автуховича и Осипенко.
Выстрелил, конечно, фигурально. А 31 октября 2005 года оружие лежало себе под опавшей листвой на школьной клумбе вместе с гранатой, тротиловой шашкой и дистанционным управлением от детской игрушки.
В связи с находкой было заведено уголовное дело. Но о «волковысских» даже не вспоминали. Николай Автухович к тому времени уже несколько недель голодал в знак протеста в следственном изоляторе Гродненской тюрьмы, куда его поместили в середине октября 2005 года до суда по делу о неуплате налогов.
Сотрудники из организации, для работы в которой нужны «холодная голова, горячее сердце и чистые руки», над находкой гранатомета посмеивались, мол, кто-то из спецов отрабатывает зарплату. Рассказывали, что рядом с арсеналом некие разумники положили пачку листовок на белорусском языке. Гродненская милиция по списку «откатывала пальчики» молодых оппозиционеров. А шеф КГБ Степан Сухоренко в конце 2005 года накануне профессионального праздника всесильной организации пообещал, что скоро будут раскрыты громкие дела о терроризме.
Тогда террористов не нашли. Сегодня гранатомет и попытку устранения высших должностных лиц пытаются «повесить» на Николая Автуховича и Владимира Осипенко. А ведь в то время, незадолго до того, как некто положил оружие на школьную клумбу, губернатору Гродненской области и впрямь угрожали. На его имя пришло письмо, но вовсе не от оппозиционеров и не от Автуховича.
В Гродно тогда строился гипермаркет, финансируемый одним российским инвестором. Поговаривали, что не без участия капиталовложений местных чиновников. Стройка была заморожена в связи со смертью россиянина, а местные власти решили распорядиться чужим добром как своим.
«Ответственных» за угрозу расправы над губернатором Савченко следствие обнаружило в 2009 году в Волковыске. Подготовку теракта объединили с делом о поджогах имущества местных начальников. Причем обвиняемые в поджогах 2005 года давно найдены, до сих пор находятся в тюрьме, и неизвестно, каких показаний добивается от них сейчас следствие.
Так почему же власти не оставляют в покое Николая Автуховича? Точнее сказать, это он им не дает покоя. Сразу после условно-досрочного освобождения из колонии в январе 2008 года Автухович, обязанный ежедневно отмечаться в милиции, продолжил активную общественную деятельность. Он становится сопредседателем республиканского Движения ветеранов войны в Афганистане.
Лидер этого движения Александр Комаровский заявил о создании на базе движения политической партии бывших «афганцев», численность которой может дойти до 15 тысяч человек. «Думаю, к нам присоединятся наши братья - ветераны Вооруженных сил, МВД, КГБ, прокуратуры», - говорил Комаровский.
Нетрудно просчитать реакцию властей, приложивших столько усилий, чтобы сделать общество глухим и немым. После заявления о создании организационного комитета партии участников войны в Афганистане милиция обнаружила у Комаровского фальшивые доллары. Арест же Автуховича последовал за его отказом от получения юбилейной медали к 20-летию окончания войны в Афганистане.
Политическая организация ветеранов армии и силовых структур представляет для режима особую опасность. Как Белорусский союз офицеров, который создавал пропавший без вести в 1999 году генерал МВД Беларуси Юрий Захаренко.
22 января 2009 года Николай Автухович подписал обращение «афганцев» к Лукашенко. 30 января в Волковыске по обвинению в незаконном обращении с оружием был арестован Александр Ларин. Через неделю Ларина выпустили из минского изолятора на Окрестина, тут же арестовали и поместили в тюрьму на Володарку. А 8 февраля спецгруппа подразделения «Алмаз» ворвалась в дома подозреваемых в терроризме.
Сегодня власти изо всех сил пытаются представить очередное дело Автуховича неполитическим. Новые узники совести им не нужны. Прошлые обвинения в неуплате налогов - просто семечки по сравнению с подготовкой террористического акта. Даже того, который не состоялся четыре года назад.
Вы спросите, причем здесь подготовка покушения на заместителя министра по налогам и сборам Каменко? При том, при чем и покушение на губернатора Савченко. Чем больше ложь, тем скорей в нее поверят.
Сейчас обвиняемые изучают многотомное дело и надеются на открытый суд.