СЕРГЕЙ ШУХНО: ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВЕНСТВА ПРАВ ГРАЖДАН НАШИХ ГОСУДАРСТВ — ВАЖНЕЙШЕЕ ДОСТИЖЕНИЕ СОЮЗНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Источник материала:  

8 декабря этого года мы отметили 10-летие подписания Договора о создании Союзного государства. Эта дата — своеобразный рубеж, когда можно подвести некоторые итоги проделанной работы и определить дальнейшие перспективы.

О том, с какими результатами в области социальной политики мы встретили юбилей, нам рассказал заместитель Государственного секретаря — член Постоянного Комитета Союзного государства Сергей Шухно.
— Считаю одним из самых важных достижений союзного строительства то, что нам удалось за эти годы сформировать достаточно эффективную правовую основу обеспечения равенства прав граждан Беларуси и России.
Неоднократно президентами Беларуси и России подчеркивалось, что белорусы и россияне не должны являться иностранцами друг для друга. И сегодня это так. Целенаправленная и планомерная работа по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России началась еще до момента подписания Договора о создании Союзного государства заключением ряда международных договоров в области обеспечения равных прав граждан, и в первую очередь это Договор о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года. Этим документом было закреплено равенство прав белорусских и российских граждан на участие в хозяйственной деятельности, на образование, на трудоустройство, оплату труда и другие социально-правовые гарантии. Однако ряд таких важнейших сфер, как обеспечение равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места жительства, вопросы социального обеспечения, уплаты подоходного налога и ряд других, не были регламентированы. Кроме того, ряд положений нуждались в актуализации и большей регламентации.
С подписанием же Договора о создании Союзного государства работе по формированию правовой базы, призванной обеспечить равные права граждан Беларуси и России, был придан плановый характер. Мы провели анализ правового поля, регулирующего права белорусов в России и россиян в Беларуси, выявили ключевые проблемы, которые нам необходимо разрешить в данной области и определили методы и пути их преодоления. Результатом проделанной работы стало утверждение в 2004 году Советом Министров Союзного государства Плана мероприятий по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России, содержащего перечень конкретных мер, связанных с подготовкой ряда межгосударственных нормативных правовых актов в сфере обеспечения равных прав граждан Беларуси и России. На сегодняшний день в целом можно сказать, что мероприятия указанного Плана в основном выполнены. Итогом реализации Плана явились подготовка и подписание ряда международных договоров в таких важнейших сферах обеспечения равных прав граждан Беларуси и России, как социальное обеспечение, оказание медицинской помощи, налогообложение, свобода передвижения и выбор места жительства.
— Сергей Степанович, какие, на ваш взгляд, наиболее важные документы в области обеспечения равных прав граждан Беларуси и России были приняты за прошедший период союзного строительства?
— Это, безусловно, пакет международных договоров, который был подписан 24 января 2006 г. на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства, включающий в себя Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения, межправительственное соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам Беларуси и России, Протокол к межправительственному соглашению об избежании двойного налогообложения, Соглашение об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также принятые несколько ранее Соглашение об использовании миграционной карты единого образца и Концепция социального развития Союзного государства.
— Руководство обоих государств неоднократно заявляло о том, что даже в современных непростых экономических условиях государства сохранят все свои социальные обязательства перед населением. В то же время остаются различия в уровне социального обеспечения в Беларуси и России. Как эти проблемы решаются в Союзном государстве?
— Различия действительно пока есть, но работа по обеспечению применения унифицированных социальных стандартов на территории Союзного государства идет. Союзным правительством утверждена Концепция социального развития Союзного государства до 2010 года, ход ее реализации систематически рассматривается Высшим Государственным Советом и Советом Министров Союзного государства. Кроме того, в 2008 году союзным правительством была утверждена программа Союзного государства по совместной деятельности в части сближения законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий для граждан Беларуси и России, которая предполагает осуществление за счет средств бюджета Союзного государства комплекса мероприятий по сближению законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации в области социальной защиты населения.
Обеспечение равенства прав граждан наших государств — это не только применение единых социальных стандартов. Здесь важно также добиться такого положения дел, чтобы россияне, проживающие в Беларуси, и белорусы, проживающие в России, пользовались такими же социальными правами и гарантиями, как и другие граждане государств. Решению этой задачи способствовало подписание 24 января 2006 года Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения, который урегулировал вопросы государственного социального обеспечения, обязательного социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний граждан Беларуси и России.
Договор также позволил распределить финансовые обязательства государств при обеспечении пенсионных и социальных прав, обеспечить непрерывность процесса выплаты пенсий в случае миграции пенсионеров. В частности, при определении права на пенсию граждан Беларуси и России учитывается трудовой стаж, приобретенный на территориях обоих государств — участников Союзного государства. Данным Договором упорядочены процедуры выплат ряда пособий (по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, для семей с детьми, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, на погребение) и определен механизм их финансирования.
В настоящее время с целью дальнейшей реализации положений Договора ведется подготовка проекта межведомственного соглашения о его применении, предусматривающего четкий порядок действий компетентных органов Беларуси и России. В частности, в данном Соглашении должен быть закреплен порядок финансирования расходов Беларуси и России на выплату пенсий и пособий, установлены формы заявлений о назначении и выплате пенсии, о переводе назначенной пенсии и так далее.
— Мы знаем о программах и мероприятиях Союзного государства экономического блока. Осуществляются ли за счет средств бюджета Союзного государства подобные мероприятия в социальной сфере?
— Конечно. Помимо Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках СГ на 2006 — 2010 годы за счет средств союзного бюджета мы реализуем различные проекты в сфере образования, медицины, культуры, экологии и т.д. Ежегодно осуществляется лечение и оздоровление детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС. За период с 2002 по 2008 годы в лучших российских и белорусских здравницах курс лечения и оздоровления прошли более 5500 детей из пострадавших районов Беларуси и России.
Важным направлением социальной политики Союзного государства является поддержка инвалидов и участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, в том числе организация их санаторно-курортного лечения. За 2003—2008 годы около 2500 ветеранов отдохнули и получили лечение за счет союзного бюджета в лучших специализированных лечебно-оздоровительных учреждениях Беларуси и России, ежегодно проводится фестиваль творчества инвалидов «Мы — вместе».
Большое внимание мы уделяем и мероприятиям в сфере молодежной политики. Ежегодно за счет союзного бюджета проводятся фестивали Союзного государства: «Творчество юных», «Молодежь — за Союзное государство». С 2003 года проходят спартакиады Союзного государства для детей и юношества, способствующие развитию физкультурно-спортивного движения, установлению дружественных отношений молодежи двух стран, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
— Какая проводится работа по формированию единого образовательного пространства?
— В соответствии со статьей 4 Договора о равных правах граждан Беларусь и Россия взяли на себя обязательства по обеспечению равных прав граждан в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования. Если в 2008/2009 учебном году в белорусских вузах обучалось 1846 российских граждан, то в этом учебном году их количество превысило 2000 человек. В Российской Федерации в вузах, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию,я обучается 9749 белорусских граждан, в том числе 2382 человека — за счет средств федерального бюджета.
Системы образования в наших странах регулируются сходными законодательными базами, но в ряде случаев имеются отличия, обусловленные спецификой социально-экономического положения Беларуси и России. Так, нормы, регулирующие организацию приема граждан в вузы Российской Федерации и подходы к отбору абитуриентов в Республике Беларусь различны, что оказывает влияние на возможность получения образования гражданами в вузах государств-участников Союзного государства. В Беларуси не засчитываются результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ), в России не принимаются результаты белорусского централизованного тестирования. Сроки проведения вступительных испытаний в России и Беларуси также не совпадают, не до конца решены вопросы о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и званиях и др.
Для осуществления согласованных действий в данной сфере в марте 2008 года рассмотрен союзным правительством План совместных мероприятий по формированию единого образовательного пространства Союзного государства на 2008–2010 годы, который в настоящее время реализуется Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации.
В январе этого года на заседании Совета Министров Союзного государства министерствам образования Беларуси и России были даны конкретные поручения по урегулированию имеющихся проблемных вопросов в сфере образования, а именно: по обеспечению равенства прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь при их приеме на обучение в учреждения высшего и среднего профессионального образования, о внесении изменений и дополнений в действующее соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях с целью обеспечения сопоставимости документов государственного образца об образовании, подготовке рекомендаций относительно урегулирования проблем в области признания и нострификации.
Поиску путей формирования единого образовательного пространства в СГ была посвящена и состоявшаяся 13—15 октября 2009 года в г. Минске научно-практическая конференция «Состояние и проблемы развития высшего образования в рамках Союзного государства». В ней приняло участие более 300 человек — руководителей органов государственного управления образования Беларуси и России, органов Союзного государства, видных государственных и научных деятелей, известных ученых, в т.ч. 90 представителей ректорского корпуса крупнейших вузов Беларуси и России.
Среди ключевых вопросов, обсужденных на столь представительном форуме, — реализация Концепции социального развития Союзного государства в сфере образования, проблемы совершенствования качества высшего профессионального образования, обеспечивающего развитие культурного и научно-технологического пространства Союзного государства, проблемные вопросы равенства прав граждан двух стран в области образования, гармонизации нормативной правовой базы, менеджмента качества образования и образовательных стандартов, стратегия сотрудничества по активизации гражданского и духовно-нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи Союзного государства.
В рамках конференции впервые проведено совместное заседание Координационного совета учебно-методических объединений (УМО) и научно-методического совета высшей школы Российской Федерации и Координационного научно-методического совета УМО вузов Республики Беларусь, на котором достигнуты очень важные договоренности о проведении взаимного рецензирования учебных планов, программ учебных дисциплин в целях гармонизации образовательных программ; о создании совместных коллективов для создания учебников и учебных пособий; о совместной разработке электронных учебников; о разработке механизма присвоения учебным изданиям одновременно грифа УМО Республики Беларусь и Российской Федерации.
— Какие важные решения на союзном уровне в области обеспечения равных прав граждан наших государств принимались в текущем, юбилейном, году?
— 3 февраля на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства был произведен обмен ратификационными грамотами в отношении межгосударственного Соглашения об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на свободу передвижения, и оно начало действовать. Это поистине знаковое событие для граждан наших государств, поскольку с вступлением его в силу граждане Беларуси и России освобождены от обязанности регистрации в компетентных органах в течение 30 дней с даты въезда. Кроме того, считаю очень важным то, что Соглашением установлена упрощенная процедура получения вида на жительство для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации: факт принадлежности к гражданству России или Беларуси является основанием для подачи заявления о выдаче вида на жительство без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание.
Таким образом, с 3 февраля 2009 года любой гражданин Беларуси и России по своему волеизъявлению может беспрепятственно получить вид на жительство в любом из государств-участников Союзного государства и, следовательно, пользоваться фактически тем же объемом прав, как и граждане выбранного им государства проживания. Согласитесь, это действительно достойный подарок нашим гражданам к юбилею союзного строительства.
— Можно ли сказать, что в настоящее время все проблемы с обеспечением равенства граждан наших государств решены?
— Нет, к сожалению, так сказать нельзя. Не решены вопросы с формированием пенсионных прав у белорусских работников, временно пребывающих и осуществляющих свою трудовую деятельность в России, белорусские студенты, обучающиеся в России, в отличие от российских, обучающихся в Беларуси, получают медицинскую помощь только на платной основе. Остаются также и нерешенными вопросы с оказанием медицинской помощи работникам дипломатических представительств наших государств. До настоящего времени на белорусских граждан распространяются положения российского законодательства о квотировании при получении разрешений на временное проживание, что ограничивает свободу выбора места проживания для граждан наших государств и др.
Но очень важно, что мы эти проблемы знаем, они постоянно находятся в центре внимания, и мы делаем все для их решения. 30 января 2009 года этот вопрос рассмотрел Совет Министров Союзного государства. Даны поручения соответствующим государственным органам Беларуси и России для решения возникающих вопросов в данной области. 10 декабря 2009 года на заседании Высшего Государственного Совета также обсуждались вопросы обеспечения равных прав граждан государств-участников Союзного государства и ход реализации Концепции социального развития Союзного государства до 2010 года.
Определены дальнейшие перспективы работы в деле реального равенства прав граждан наших братских государств.


←Пераносiцца рабочы дзень

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика