С чем Лукашенко уехал из Москвы
После переговоров президентов России и Белоруссии всегда возникают споры: кто победил, а кто пошел на уступки? Ровно такой же вопрос остался и после прошедшей в конце минувшей недели встречи Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко.
Дмитрий Медведев и Александр Лукашенко общались почти восемь часов. По прошествии четырех из них один из членов российской делегации заметил, что "с белорусами всегда так, и это не предел". "Когда Путин был президентом, он с Лукашенко в Сочи проговорил почти девять часов, - заметил собеседник "Известий". - Правда, для Лукашенко никаких особых дивидендов эти переговоры не принесли". Что же на этот раз?
Во-первых, подтверждено, что Белоруссия будет получать российский газ по льготным ценам. Это весьма существенно, особенно с учетом того, что на февраль 2011 года в Белоруссии назначены президентские выборы, а такой "дисконт" дает большие преимущества белорусскому бюджету. С другой стороны, еще в 2006 году между Москвой и Минском было подписано соглашение, четко определяющее график перехода от льготных цен к рыночным. Этот переход должен был завершиться как раз к 2011 году. Сейчас, как говорят в белорусском правительстве, сроки отодвигаются примерно до 2014-2015 годов.
Во-вторых, Россия согласилась поставить Белоруссии около 9 млн тонн нефти без взимания пошлины. Однако по поставкам остальных 20 млн тонн правительствам двух стран поручено создать отдельное соглашение с учетом начала действия с 1 января 2010 года Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В-третьих, Белоруссия получит-таки существенный кредит. Собеседник "Известий" в Министерстве финансов подчеркнул, что Лукашенко просит кредиты всякий раз, как встречается с российским руководством. В последние несколько месяцев на переговорах не раз поднималась тема так и не выделенного Белоруссии транша в 500 млн. Зато теперь в роли кредитора выступил Сбербанк, обещающий привлечь в Белоруссию два синдицированных кредита: на 300 млн долларов и на 5 млрд рублей. Но плюс к этому Сбербанк фактически покупает белорусский БПС-банк. То есть финансовая помощь оказывается, но формально не со стороны государства и на коммерческих условиях.
- Отношения переходят в деловую фазу, а то в последнее время было слишком много эмоций, особенно со стороны Лукашенко, - говорит Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ. - Я так понимаю, что и та и другая сторона идет на компромисс. И это правильно, если в итоге достигаются взаимоприемлемые соглашения. С Союзным государством есть явные проблемы, но зато неоспоримо, что состоялся союз государств. И сейчас тот же самый Таможенный союз закладывает фундамент дальнейшей интеграции.
Если этот фундамент окажется достаточно крепким, то со временем исчезнет зависимость от политического настроения того или иного лидера. Что же касается ежегодного обострения отношений, которое неминуемо происходит между Россией и Белоруссией к концу года, то Жарихин предлагает не воспринимать его слишком серьезно: "Мы не очень следим, но внутри Европейского союза тоже иногда очень серьезно ссорятся. Ну и что, семейные ссоры... В конце концов, как говорил Владимир Владимирович: а если это любовь?.."
Наталия Алексеева, Сюзанна Фаризова