Новый директор МАЗа из фигуры криминальной превратился в фигуру «политическую»
"Решение о смене руководства предприятия далось непросто, - цитирует БЕЛТА Владимира Макея. - Как бы не было обидно для прежнего руководства, но в последнее время с потерей экономических показателей на МАЗе уходила и уверенность, что предприятие справится со сложной ситуацией. И причина здесь не только в мировом кризисе".
Сегодня МАЗ наряду с другими флагманами белорусского машиностроения, а также нефтепереработки занимает особое место в народно-хозяйственном комплексе страны и играет важнейшую роль в производстве ВВП, подчеркнул Владимир Макей. МАЗ можно назвать национальным достоянием, поэтому "потерять такое предприятие равноценно потере полкового знамени", считает глава Администрации президента.
Но, к сожалению, в последнее время МАЗ стал все больше терять свои позиции. Причина этого - не только в мировом финансовом кризисе, есть откровенные просчеты в маркетинговой политике предприятия, нужна действенная товаропроводящая сеть. "Главное - недопустимы граничащие с преступной близорукостью ошибки в кадровой политике", - отметил Владимир Макей. Все это в конечном итоге привело к потере финансовых и материальных ресурсов. Действующая в прежнем составе дирекция предприятия не справлялась с решением поставленных задач, завод отброшен на несколько лет назад, его нужно поднимать, подчеркнул Владимир Макей. Он добавил, что МАЗ - это не то предприятие, стабильностью которого можно пренебрегать. Его успешная работа жизненно важна как для коллектива, так и для его смежников, которых насчитывается на предприятиях около 100 тыс. человек.
Владимир Макей пояснил, почему на должность генерального директора ПО "БелавтоМАЗ" выбран Александр Боровский. "Гендиректор МАЗа - фигура прежде всего политическая, исходя из того значения и роли, которые занимает предприятие в хозяйственной иерархии страны", - отметил глава Администрации. Александр Боровский прошел хорошую школу, будучи председателем концерна "Белнефтехим".
Школа у А.Боровского действительно получилась хорошая. В 2007 году КГБ возбудил в отношении его уголовное дело по подозрению в злоупотреблении служебными полномочиями. В суде Александр Боровский очень долго пытался доказать, что ни в чем невиновен. Тогда тоже вопрос был политический. А.Боровский говорил, что крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие Беларуси «Нафтан» попало в сложную финансовую ситуацию не по его вине, а потому, что по указанию главы государства, завод отдал всю прибыль за 2006 год в Фонд национального развития страны, лишившись таким образом оборотных средств. Но Александру Боровскому никто не поверил. Не поверил суд первой инстанции, не поверил Верховный суд. В результате нынешний генеральный директор МАЗ был признан виновным в том, что используя предоставленные ему полномочия, умышленно отдал распоряжение генеральному директору ОАО «Нафтан» и заместителю председателя концерна «Белнефтехим» отказаться от заключения контракта с компанией «ТНК-ВР Менеджмент» на поставку нефти. Якобы данные действия были совершены им в интересах ООО «Трайпл», с руководством которого он поддерживал личные дружеские отношения. По этому делу, кстати. тогда же был задержан влдаделец компании "Трайпл", крупнейший в Беларуси бизнесмен Юрий Чиж. Он тоже сегодня фигура борлее чем политическая.
По приговору судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Беларуси действия Александра Боровского были квалифицированы по ч.2 ст.424 (злоупотребление служебными полномочиями из иной личной заинтересованности, повлекшее причинение существенного вреда государственным и общественным интересам) УК РБ. И один из лучших управленцев страны был осужден к 5 годам лишения свободы с лишением права занимать руководящие должности в государственных учреждениях, на предприятиях и в организациях сроком на 3 года Приговор в вступил в силу в начале 2008 года.
Чтобы все это отменить, хватило решения президента. А.Боровский простил нынешней власти и свое осуждение и проведенное в заключении время. Оно стало для него хорошей школой. Мало того, не помня обид, А.Боровский решился даже помочь преодолеть кризисные явления, не опасаясь за то, что его опять посадят за слишком смелые решения.
"Но самое главное – Александр Боровский имеет большой опыт антикризисного управления, -- сказал В.Макей. -- Он 10 лет проработал директором Завода массовых шин ОАО "Белшина" в тяжелейшие годы и не допустил финансового краха предприятия, рейдерского захвата, - сказал Владимир Макей. - Cомневающимся скажу, выбор не случаен, Александр Боровский назначается генеральным менеджером, а не инженером и не генеральным конструктором, и ему не обязательно знать, наверное, методику расчетов нагрузки на ось автомобиля".
Новый гендиректор призван "стабилизировать ситуацию на предприятии", еще раз подчеркнул глава Администрации. По его словам, президент страны дал Александру Боровскому полный карт-бланш в наведении порядка во всех сферах жизни предприятия, но при этом наказал не изгонять кадры, а избавляться лишь от тех, кто запятнал себя, кто не чист на руку.
Как отметил министр промышленности Беларуси Александр Радевич, в последнее время ситуация на МАЗе все больше тревожит. Вместе с тем, сказал министр, обращаясь к трудовому коллективу, "вы сохранили прибыльную работу, но сегодня этого мало". Если рынок автомобилестроения ухудшился в пять раз, то положение на МАЗе - в десять. "Если мы не примем кардинальных мер, МАЗ может уйти с основных рынков", - сказал Александр Радевич. Он признал, что сейчас коллектив предприятия ведет большую работу по расширению и диверсификации рынка, но это на сегодняшний день не улучшает ситуацию, не дает тех объемов реализации, которые требуются, чтобы жить заводу.
Новый гендиректор, обращаясь к коллективу Минского автомобильного завода, сказал, что с его приходом "никаких потрясений не будет". "Я человек команды и мне нужна команда, но кардинальных кадровых изменений не будет", - отметил он, добавив, что намерен меньше говорить, а больше делать. При этом рассчитывает на помощь коллектива.