Поправки в Избирательный кодекс готовились в закрытом режиме
Белорусские правозащитники считают, что основные проблемы избирательного законодательства не решены и говорить о проведении в стране свободных выборов невозможно.
30 ноября «палата представителей» приняла в первом чтении законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов и о признании утратившим силу закона «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов».
Белорусские правозащитники заявляют, что о планируемых изменениях Избирательного кодекса известно немного, поскольку сам проект рассматривался в закрытом режиме, но то что известно – не вызывает оптимизма.
«Процесс выработки этих изменений проходил в закрытом режиме для белорусской общественности и заинтересованных субъектов – общественных организаций и оппозиционных политических партий. Единственное, нам известно, что были какие-то консультации БДИПЧ ОБСЕ и белорусских властей по этому поводу. Я делаю такие выводы со слов официальных представителей. Нам известно, что такие контакты были весной этого года и с тех пор, похоже, ничего с европейцами не обсуждалось. Так что, что там вырабатывалось, кто что предлагал - нам неизвестно. Законопроект, который поступил в «палату представителей», тоже никто из демократической общественности не видел», - заявил в интервью charter97.org юрист правозащитного центра «Вясна» Валентин Стефанович.
Правозащитник проанализировал каждое из вносимых в Избирательный кодекс изменений:
«Судить что-либо об этих изменениях я могу со слов председателя ЦИК Емошиной и частично со слов Лукашенко. Я знаю, что предлагалось внести изменения в статью, касающуюся фондов кандидатов, которые позволят использовать не только те деньги, что выдаются из бюджета, но и личные средства. Но, во-первых, там установлен лимит. Во-вторых, как это будет работать, учитывая, что анонимное спонсорство у нас запрещено, и иностранная помощь также возбраняется, непонятно. Найдутся ли такие граждане, которые не побоятся открыто финансировать оппозиционных кандидатов, не побоятся дальнейших санкций со стороны контролирующих органов? Зато эта поправка легализует административный ресурс и проправительственные кандидаты теперь будут открыто финансироваться.
Далее - встречи с избирателями можно будет проводить вне рамок закона о массовых мероприятиях. Но это практика была таковой до недавнего времени. В Избирательном кодексе говорилось, что встречи с избирателями проходят в любой удобном форме, но все равно ЦИК заявлял, что такие встречи должны проходить в соответствии с Законом о массовых мероприятиях. Мы на это говорили, что ЦИК не имеет права так расширенно трактовать Избирательный кодекс. То есть здесь ничего нового не произошло – это возвращение назад.
Кроме того, вроде бы планировалось, что после каждого дня досрочного голосования будут вывешиваться списки досрочно проголосовавших. Но как это повлияет на само досрочное голосование, которое вызывает много критики, непонятно. Мы всегда заявляли, что от досрочного голосования нужно вообще отказаться, потому что оно проходит под принуждением. Количество досрочно проголосовавших составляет колоссальную цифру, и происходят манипуляции с результатами.
Планировались также, что комиссия будет выдавать наблюдателям копию с результатами голосования, подписанную членами комиссии и скрепленную печатью. Очень часто выходит, что члены комиссии допускают много ошибок: то бюллетени у них лишние, то их вообще не хватает. В какой-то мере будет контроль, но с другой стороны, если формирование комиссии будет происходить как раньше, то проверить цифры выданной копии будет невозможно. К тому же, если наблюдателей не будут подпускать к подсчету голосов.
И самое главное планируемое изменение – при формировании избирательных комиссий одну треть должны составлять представители общественных организаций и политических партий. Это наиболее интересно. Сложно сказать, как это будет работать, учитывая большое количество проправительственных общественных организаций, которые, как показывает практика, всегда включаются в комиссии.
Самое печальное касается наблюдателей. Последнее заявление Ермошиной - все останется без изменений. Как оно было раньше, известно: комиссия определяет, где сидит наблюдатель. На практике наблюдателя садят далеко, он ничего не видит, а все попытки подойти к столу заканчиваются его выдворением с участка. Это нивелирует все изменения. Если процесс будет закрыт и непрозрачен для наблюдателей, то о каких выборах можно говорить?
Так что поводов для оптимизма нет, потому что основные проблемы не решены, а это: проблема досрочного голосования, процедура подсчета голосов, права наблюдателей. Боюсь, что ничего революционного мы не увидим», - отметил Валентин Стефанович.