За базар ответили

Белорусское правительство ответило на президентскую критику, прозвучавшую на совещании по итогам работы отечественной экономики. Непосредственно на совещании премьер-министру либо не дали этого сделать, либо такие ответы в тот момент были неуместны.
Как заявил на Минском форуме
замминистра экономики Андрей Тур, правительство готовит
серьезный задел для создания условий по заполнению
внешних рынков, когда они задышат, новыми товарами -
более экономичными и конкурентоспособными: «По большому
счету, любой начальный этап выхода из кризиса связан с
необходимостью серьезного технического перевооружения
экономики для производства новых видов продукции. И надо
констатировать, что рост отрицательного сальдо внешней
торговли связан не столько с невозможностью реализовывать
производимую продукцию, сколько с наращиванием
инвестиционного импорта для технического перевооружения».
Констатировалось также, что делать это сложно и
рискованно. Впервые чиновник такого уровня заговорил о
правительственной концепции категориями рисков, хотя в
периоды экономической турбулентности подобные категории
являются основополагающими.
Известно, что за девять месяцев отрицательное сальдо
выросло до $5 млрд. При этом внешний госдолг Беларуси на
1 октября составляет $6,191 млрд., значительно возросла
внешняя задолженность отечественных хозяйствующих
субъектов. Действительно, по данным Белстата, по
отдельным группам товаров произошел рост импорта. В
частности, больше ввезено металлообрабатывающих станков
(на $59,4 млн.), оборудования для производства и отделки
нетканых материалов (на $17,4 млн.), железнодорожных и
трамвайных вагонов (на $11,4 млн.) и сельхозмашин для
подготовки и обработки почвы (на $9,4 млн.).
Для стратегического рывка маловато. Например, только на
модернизацию Минского подшипникового завода необходимо
изыскать $168 млн. Если бы действительно выполнялись
стратегические задачи по модернизации, то логичным был бы
общий рост импорта инвестиционных товаров. А он за
январь-август составил почти $1,9 млрд. и упал по
сравнению с прошлым годом практически на 25%.
Глава Нацбанка Петр Прокопович считает, что причины
отрицательного сальдо заключаются в другом - белорусская
промышленность неконкурентна на внешних рынках, в
производство слабо внедряются новые технологии. Более
того, Прокопович прямо обвинил правительство в упущении
отличного шанса для качественного обновления производств:
«Весь мир открыт нам. У нас есть возможность купить
новейшее оборудование и технологии по сниженным ценам,
притом в кредит, с отсрочкой платежа. А мы всё
рассуждаем: надо нам это или не надо?»
Неплохо было бы узнать, кто в высших органах
госуправления все еще рассуждает, а не работает. И есть
ли такие работники в ведомстве, которое представляет Тур.
Уже и кризис заканчивается, и цены на внешних рынках на
оборудование начинают расти, и условия внешних
заимствований будут не такими привлекательными, а
какие-то анонимы продолжают рассуждать. Если это так, то
надо что-то менять в подходах к управлению
экономикой.
Очевидно ли это экономическому штабу правительства? Как
совместить разумные слова главы Нацбанка - надо выпускать
то, что покупают, что востребовано рынком, а не то, что
мы умеем - с сохранением практики доведения до
предприятий показателей валового роста? Где гарантия, что
новое импортное металлообрабатывающее оборудование не
будет использоваться для производства устаревшей
продукции? Если у предприятия будет выбор - выпускать
новые товары с финансовыми и другими проблемами
завоевания рынков или гнать отлаженный вал, - оно
гарантированно выберет последнее. Поэтому мало ввезти
новое оборудование - надо создать условия, чтобы оно
эффективно заработало. Сейчас же условия таковы, что
обновление основных фондов лишь поддерживает архаичную
систему производства.
Характерный пример - реконструкция Минской ТЭЦ-3. Деньги
в нее вложили немалые, а экономический эффект сомнителен.
Себестоимость генерирования 1 Квт/ч электроэнергии сейчас
составляет 3,9 цента и соответствует европейской. Однако
газ мы получаем по цене, гораздо ниже европейской. Даже
украинские ТЭЦ, работающие на более дорогом угле, по
ценам способны составить нам конкуренцию.
В мае президент дал публичное поручение разобраться с
этой ситуацией, но публичного ответа до сих пор нет.
Однако это не значит, что сам президент ответ не получил.
Беларусь - не та страна, где чиновники не выполняют
поручения президента.
Структура затрат известна. В себестоимость могут быть
заложены высокие издержки на содержание лишнего
производственного и управленческого персонала, высокие
амортизационные отчисления на дорогое импортное
оборудование (рост его стоимости может быть обусловлен
высокими ввозными пошлинами) и т.д. Если бы на
белорусском энергетическом рынке присутствовала
конкуренция, то вопрос президента стал бы риторическим.
Отечественные производители электроэнергии сами бы
снижали затраты, добиваясь снижения отпускных цен.
Инвестиционный импорт без комплексного подхода к
реформированию экономики - такое же проедание средств,
как и торговля себе в убыток.